Кыз-Куле. Девичья Башня

Кыз-Куле. Девичья Башня

ТОЛЬКО ФАКТЫ
Высота башни - 8 метров.
Толщина стен - более метра.
По обе стороны башни - крутые обрывы, впереди - ров.
Башня стоит на узком мысе - оконечности плато Топшанлар.

КАК НАЙТИ
Западнее Эски-Кермена, на другой стороне балки Джурла, на плато соседнего мыса Топшан, высится квадратная в плане башня с воротами. Это остатки укрепленного замка Кыз-Куле (Девичья башня). Особенно эффектно она смотрится с площадки северного дозорного-комплекса. Кажется, башня рядом и к ней можно легко и быстро добраться. На самом же деле на Кыз-Куле можно подняться лишь древней пешеходной тропе с вырубленными в скале ступенями из другого ущелья, расположенного западнее башни. Для этого надо спуститься с северного дозорного комплекса на седловину и свернуть налево, осторожно спускаясь по уступчатому, местами со следами искусственных подрубок, склону. Затем по дороге выйти к бывшему селу Крепкому (сейчас здесь находятся кошары). Отсюда из ущелья можно подняться к замку.

ЛЕГЕНДЫ
С Кыз-Куле связаны легенды из прошлого Сугдеи. В одной из них повествуется о том, что царицу Сугдеи прекрасную Феодору полюбил её полководец Гиркас. Но Феодора дала обет безбрачия и отвергла все домогательства Гиркаса. Тогда полководец пошел на сговор с генуэзцами и помог им захватить город. Феодора, прокляв Гиркаса, бросилась с верхней башни вниз и разбилась о камни. В легенде нашел отражение факт завоевания Сугдеи генуэзцами и возможное предательство какого-либо военачальника.

В другой легенде рассказывается о девушке, попавшей в татарский полон во время набега кочевников на русские земли. Тоскуя по родине, девушка решила покончить с собой и прыгнула в пропасть с высокой башни. Предание перекликается со знаменитой "Думой про Марусю Богуславку", где воспет подвиг пламенной патриотки, ценой своей жизни вернувшей свободу соотечественникам - запорожским казакам.


ИСТОРИЯ
На самом деле башня никакая не девичья, а въездная, и охраняла она въезд в замок рядом с пещерным городом Эски-Кермен. Замок Кыз-Куле возник, скорее всего, после разрушения оборонительных сооружений Эски-Кермена, то есть не ранее X - XI вв. В 1933 году внутри крепости велись раскопки. На территории замка видны следы построек. Около башни была раскопана миниатюрная одноапсидная часовня, внутри которой вырублены усыпальницы. Функционировала она с XI по XIII в. Тогда же археологи установили, что крепость Кыз-Куле в XIV в. погибла от пожара. Осталась только башня, овеянная поэтическими легендами.

Кыз-Куле - это характерный средневековый феодальный замок-крепость. Впереди башни был неглубокий ров, переезжали через него по перекидному мосту, к которому с юга вела дорога. И ров и дорога были вырублены в скале. С юга к башне по плато Топшан вела дорога, которую перед воротами пересекал неглубокий ров, вырубленный в скале. Переезжали через ров по деревянному мостику. Высказывалось предположение, что укрепление возникло в конце IX - начале X вв., и погибло от сильного пожара в конце XIII - начале XIV в. Однако в письменных источниках есть указание на его существование в более позднее время. Нет твердых доказательств и в пользу столь ранней даты появления этого миниатюрного замка. Не исключено, что он вырос на соседнем плато после гибели Эски-Кермена и был резиденцией местного феодала, которому было подчинено лежавшее внизу в ущелье село Черкес-Кермен. Обширная территория мыса, защищенная башней, практически лишенная не только культурного, но и почвенного слоя, предназначалась, вероятно, в качестве убежища для селян на случай военной угрозы.

Ущелье это, кстати, было обжито человеком ещё с древнейших времён. В начале ущелья и в его западном отроге обнаружены следы стоянок каменного века. Было здесь поселение и в средние века. В окружающих ущелье скалах много естественных и искусственных пещер. В одной из скал на южной окраине ущелья была высечена небольшая церковь, в ней сохранились фрагменты фресковой живописи XII - XIV вв. В литературе её называют храмом Донаторов. Считают, что и храм и деревня в ущелье принадлежали когда-то хозяевам Кыз-Куле.



ОКРЕСТНОСТИ
В окрестностях Кыз-Куле можно осмотреть Эски-Кермен и Храм Донаторов.

Перейти в оглавление: Пещерные города Крыма :
Читать * Монастыри Крыма ;
* Эски-Кермен: Храм Трех всадников
* Эски-Кермен: Храм Успения

С площадки северного дозорного комплекса Эски-Кермена открывается величественный вид на весь район предгорья, а также отсюда хорошо виден на другой стороне балки Джурла, участок плато соседнего мыса Тапшан, на котором в X–XI вв. была возведена небольшая квадратная в плане башня - крепость с воротами - замок Кыз-Куле. Ее название переводится как «Девичья башня». Однако есть и другая трактовка названия Кыз-Куле или Кез-Куле, где слово «Кез» означает «глаз», т.е. получается "дозорная башня". Перед башней был вырублен неглубоки ров, через который переезжали по перекидному мостику. Археологическими раскопками около башни вскрыты остатки миниатюрной одноабсидной часовни XI–XIII вв., внутри которой вырублены усыпальницы.

К башне замка Кыз-Куле по склону горы с юга подходила узкая дорога. Она представляла собой древнюю пешеходную тропу с вырубленными в скале ступенями, ведущими из другого ущелья, расположенного западнее башни. Поэтому, чтобы попасть на Кыз-Куле с северного дозорного комплекса Эски-Кермена надо спуститься с него на седловину и затем свернуть налево. Нужно спускаться осторожно по уступчатому склону, на котором в некоторых местах заметны следы искусственных подрубок. Дальше дороге выведет к бывшему селу Крепкому (до 1944 г. - Черкес-Кермен), на месте которого сейчас находятся кошары, и только теперь, из ущелья, можно по дорожке подняться к замку.

По плато Топшан к башне с юга вела дорога, прерывавшаяся перед воротами вырубленным в скале неглубоким рвом. Чтобы его переехать пользовались специально сооруженным здесь деревянным мостиком. Дальше, на территории самого замка и сейчас видны следы различных построек. В частности около башни археологами была раскопана миниатюрная одноапсидная часовня с вырублеными в ней усыпальницами, функционировавшая с XI по XIII века.

Имеется предположение, что это укрепление, в виде этого миниатюрного замка, возникло примерно в конце IX - начале X веков, хотя твердых доказательств таких дат нет, а погибло, по-видимому, от сильного пожара в конце XIII - начале XIV века. Вместе с тем, сохранились письменные источники в которых имеется указание на его существование и в более поздние времена. Возможно, также, что этот замок-укрепление, был построен на соседнем с Эски-Кермен плато после его гибели и вполне мог быть резиденцией местного феодала, владевшего лежавшим внизу в ущелье селом Черкес-Кермен. А защищенная башней обширная территория мыса, которая практически лишена почвенного слоя, вероятно служила убежищем для местного населения при возникновении военной угрозы.

А ухоженные поля простирались от Кыз-Куле к западу, востоку и югу. Местные земледельцы здесь специализировалось на выращивании зерновых культур как пшеница, ячмень, просо. О чем говорят находки обуглившегося пшена в пифосах XIII в. на Эски-Кермене, а также рубленная пшенично-ячменная солома в штукатурке его базилики. В те времена землю пахали при помощи волов, а колосья хлеба убирали серпами. Собранный урожай зерновых обычно хранили в специальных ямах, вырубленных непосредственно в скале или вырытых в грунте. В качестве зернохранилищ использовали и пифосы. Грунтовые ямы перед загрузкой зерном сначала обкладывали камнем, затем их обмазывали глиной, которую после сушки еще и обжигали. Такой способ хранения запасов хлеба был унаследован от античного времени.

Кроме выращивания хлеба, местные жители здесь также занимались виноградарством, садоводством и огородничеством. В садах они выращивали груши, яблони, сливы, вишни, айву, персики, абрикосы, миндаль и другие плодовые культуры, но особое место занимали грецкий орех и орех-фундук (разновидность лещины или орешника). Много плодов сушилось на зиму, а из сока плодов готовили всевозможные напитки и варили густые сладкие сиропы, заменявшие сахар. Так же использовались и собранные лесные дикорастущие плоды - кизил, груши, яблоки, терн.

Животноводство занимало важное место в хозяйстве средневекового Крыма, а на раскопках кварталов на Эски-Кермене найдены кости крупного и мелкого рогатого скота, свиней. Быки и волы служили основной тягловой силой, широко использовались для перевозок ослы, реже лошади, что связано тяжелыми горными условиями местности - крутыми подъемами и спусками. Овцы и козы преобладали в средневековом стаде горного Крыма, они были основными поставщиками молока, сыра и мяса, а также шерсти и шкур.

В Эски-Кермене было развито и свое ремесленное производство: гончарное, кузнечное, были каменотесы и плотники, кожевники и даже ювелиры. Продукция гончарного производства - пифосы, фляги, амфоры, кухонная и столовая посуда, изготовлялась здесь и черепица.

На месте бывшего села Черкес-Кермен, в балке к северо-западу от Кыз-Куле, рядом с источником располагалось большое поселение. В окружавших его обрывах скал высечено много искусственных пещер, использовавшихся для хозяйственных нужд. А на скалистом отроге, в верховьях балки, находится небольшая пещерная церковь, известная как храм Донаторов, то есть дарителей. На ее стенах еще до сих пор сохранились фрагменты фресковой росписи второй половины XIV в., в частности изображение Христа и евангельские сюжеты. Возможно, что этот храм принадлежал князю, владевшему Кыз-Куле, о чем говорят изображения князя и его семьи, а также святых, ее покровителей, находящиеся в нише западной стороны храма.

История крепости Кыз-Куле

Укрепление Кыз-Куле относится к малоизученным туристическим объектам Крыма . Ученые, которые занимались исследованиями башни-крепости теряются в догадках относительно времени возникновения этого фортификационного строения. Неопределенным остается и век, в котором Кыз-Куле перестал использоваться былыми владельцами. Анализ существующих версий позволяет предположить, что башня была построена между IX и XI столетиями (византийский период истории Крыма). Вполне вероятно, что она появилась после разрушения пещерной крепости Эски-Кермен . В таком случае в Кыз-Куле должен был переехать феодал, который контролировал близлежащую округу.

Согласно версии археологов, в XIII веке крепость Кыз-Куле была уничтожена сильным пожаром. Но в документальных источниках встречается информация о том, что она продолжала существовать позже.

Жители в округе фортификационного строения выращивали пшеницу, ячмень и виноград, имели сады, в которых произрастали персики, груши, яблоки, грецкие орехи, лещина. В пищу также употреблялось козье и овечье молоко. В качестве тягловой силы ими использовались волы и ослы. В Кыз-Куле разводили свиней. Кроме того, местные жители активно занимались плотничеством, ювелирным и гончарным делом. Они самостоятельно обрабатывали кожу, металлы, камень.

В XI веке внутри укрепления построили небольшую часовню, которая использовалась до последних дней существования поселения.

Пеленой таинственности окутано и само название Кыз-Куле. В переводе с татарского оно обозначает «Девичья башня». Местные рассказывают легенду, в которой фигурирует заточенная в этом строении девушка, вероятно, дочь феодала. Есть еще одна история, связанная с Кыз-Куле. Ее суть в том, что много лет тому назад с башни бросилась некая молодая особа женского пола. Однако, как бы ни хотелось верить в подобные предания, существует научная версия происхождения топонима. Историки склонны считать, что дословный перевод названия строения звучит, как «Дозорная башня» (от Коз-Куле или Кез-Куле).

Особенности архитектуры
фортификационного укрепления Кыз-Куле

Кыз-Куле была построена на плато Топшан. Селение окружали обрывы, а там, где можно было свободно подойти, с южной стороны, древние жители городища построили почти квадратную башню с двустворчатыми воротами. Длина ее стен - 6,27 и 6,19 м. Толщина бутового укрепления - 1,2 м. Специально вырубленный неглубокий ров находился между башней и идущей к ней дорогой. Перед крепостью существовал откидной мост. Гости фортификационного укрепления перед тем, как попасть в крепость, проезжали 43-метровый участок дороги, который проходил через отверстие, сделанное прямо в скале.

Трехъярусная башня с двумя сквозными стрельчатыми арками использовалась не только в качестве дозорного пункта, там, вероятно, проживал феодал.

На территории укрепления располагались разнообразные постройки, но до наших дней лучше всего сохранилась часовня. В ней находились усыпальницы. В крепости также расположено немало пещер.

В непосредственной близости от крепости Кыз-Куле не было возможности для выпаса скота. Близлежащая территория также не подходила для земледелия. В связи с этим местное население осваивало земли южнее укрепления и на восточной стороне от него.

На мысе Топшан есть маленький практически ничем не приметный пещерный храм Донаторов. На его стенах видны росписи. Среди них - лица мужчины и женщины, который, по мнению некоторых исследователей, являлись владельцами Кыз-Куле.

Кыз-Куле в наши дни

В 1933 г. исследованиями башни занималась группа, которую возглавлял У. А. Богданинский. Раньше ею интересовались в связи с историей Эски-Кермена.

Сегодня Кыз-Куле это малоизвестный сосед Эски-Кермена. Расположенная почти рядом полуразрушенная башня находится в труднодоступном месте и нечасто входит в туристические маршруты. А зря, ведь находится она в тихом, очень красивом месте, которое как нельзя лучше подойдет для прогулок по не тронутому цивилизацией Крыму.

Для того чтобы просто увидеть Кыз-Куле, достаточно посетить Северную дозорную площадку пещерного города Эски-Кермен. А чтобы прикоснуться к древнему сооружению, придется преодолеть нелегкий путь. Моста, через который в старину попадали внутрь крепости, давно уже нет, теперь надо карабкаться по скалистой тропе на западной стороне.

Как добраться до Кыз-Куле?

Руины крепости Кыз-Куле расположены возле села Красный Мак. Чтобы доехать туда из Симферополя , надо сесть на автобус, который отправляется со станции «Западная». Выйдя рядом с памятником воинам Великой Отечественной, стоит двигаться в сторону скал. За селом будет идти грунтовая дорога, которая приведет к карьеру. Лестница на мыс Топшан расположена на территории фермерского хозяйства.

Из Севастополя придется ехать до села Терновка, а потом идти к Эски-Кермену. От этой крепости до Кыз-Куле рукой подать.

Туда можно добраться и электричкой. Надо выходить на полустанке «1509 км». Миновав село Фронтовое, придется путешествовать до следующего села Холмовка. В конце этого села есть асфальтированная дорога, она идет направо. Через 35-40 минут ходьбы можно будет увидеть карьер возле Эски-Кермена.

INLIGHT

Укрепление Кыз-Куле.

В непосредственной близости от горы Эски-Кермена, к северо-западу от северной оконечности её плато, на скалистом мысе Кыз-Куле, представляющим собой северную оконечность возвышенности Тапшан, расположены руины средневековой башни с воротами, носящей татарское название Кыз-Куле («Девичья башня») — по мнению У. А. Богданинского, проводившего исследование этого памятника в 1933 году, название «Кыз-Куле» (или «Кыз-Кулле») может быть искажением названия «Кёз-Куле» — «Дозорная башня».

Вид с северной части пещерного города Эски — Кермен

Руины башни Кыз-Куле являются остатками крепости, существовавшей на скалистом мысе, расположенном к северу от башни. В древности по плато возвышенности Тапшан, в направлении с юга на север, к башне вела ездовая дорога.

Перед башней на протяжении 43 м дорога вместе с боковыми ограждениями вырублена в скале.

Ширина «проезжей» части дороги в этом месте составляет 2,5 м. непосредственно перед башней дорогу пересекал ров, вырубленный в скале. Ширина рва – 5 м. Дно рва находится на 4,75 м ниже уровня вырубленной в скале дороги. С северной стороны рва, вплотную к нему, на скале поставлена башня.

Башня прямоугольная в плане, размерами 6,30х6,50 м. Высота её южной части – более 7 м. Толщина стен составляет 1,20 м. Башня имеет две сквозные стрельчатые арки.

Стены башни сложены из местного камня (бута со следами тёски) на известковом растворе с примесью кварцевого песка и толчёной черепицы. Арки возведены из тёсаных плит (размерами 0,50х0,50х0,15 м).

В настоящее время башня не имеет перекрытия. Внутри башня была трёхярусной. В древности надо рвом, между башней и северным концом ведущей к ней дороги, был деревянный мост (возможно, мост был съёмный).

«На башне Кыз-Кулле обнаруженны тамгообразные знаки.

Здесь, на высоте 2,1м от подножия этой башни, на камне восточной стороны арки внешнего проема ее ворот было вырезано несколько знаков различной конфигурации. Несмотря на то, что поверхность этого камня сильно разрушена, некоторые из них сохранились вполне удовлетворительно.

Первый знак на камне представляет собой небольшой (3,6 х З,5 см) крест с круглыми завершениями на концах. Он расположен несколько выше от основной группы тамг. Крестообразные знаки подобной формы были широко распространены в раннесредневековой христианской символике; в основном они датируются VIII-IX вв., но некоторые могут относиться и к более позднему времени, вплоть до XV в. Однако необходимо иметь в виду, что тамги крестообразных форм встречаются у различных народов, в т. ч. и у не исповедывающих христианскую религию. Так что строить какие-либо заключения на основе наличия этого знака было бы неосторожно.

Основная группа тамг, состоящая из пяти знаков, занимает центральное положение на поверхности камня. Тамги имеют сравнительно большие размеры (12×13 см) и глубину рельефа до 0,8 см. Это, по-видимому, должно было подчеркнуть их явно доминирующее значение среди других начертаний.

Особое значение в этой группе, вероятно, придавалось знаку II, представляющему лежащую горизонтально лунарную сигму с сильно загнутыми (закругленными) концами. Подобного типа знаки были широко распространены в первые века н. э. среди сарматов Северного Причерноморья. Средневековые аналогии к нему мы видим в черкесских тамгообразных знаках XVIII-XIX вв.: у племен Кемгуй (темиргоевцы), Бесленей, Асуа (абхазцы) и в родовом знаке Бекировых (рис. 1, II-5). Наиболее близка нашему знаку тамга Темиргоевского князя Бедрук Болетоко (рис. 1, II,1). Некоторое отличие этой тамги от нашей можно объяснить обычным явлением развития формы родовых знаков, что подкрепляется также историческими и этнографическими примерами. Появление у основного сигмообразного знака добавочных деталей, возможно, указывает на генеалогическое развитие данного племени, обычно наблюдающееся при дальнейшем развитии общественных отношений. Сходство рассматриваемого знака с сарматскими до некоторой степени является подтверждением высказанных предположений.

Другие знаки этой группы вырезаны более небрежно. Наиболее отчетливо виден знак III в виде двух, по-видимому, некогда соприкасающихся волнообразных выступов, напоминающих раскидистые рога барана или архара. Этот мотив нередко встречается в орнаменте кавказских горцев. Близкие аналогии ему мы находим в адыгских тамгах Шумнук (бжедухи) и Соншок (бесленеевцы), а также в тамге Жаноковых (рис. 1, III, 1-3). Некоторое различие их от описываемого знака, по-видимому, должно быть объяснено высказанными выше причинами.

Находящаяся ниже этого знака тамга IV представляет типичное, весьма схематизированное изображение головы животного, скорее всего, бычка, у которого четко отмечены короткие рожки, но не обозначены уши, глаза и рот. Ближайшие аналогии этому знаку представлены в черкесских тамгах «Етаухъ» (Кабертай) и Джанаби (Тапанта-абазинцы). Несколько видоизмененной формы тамги подобного типа (круг со стилизованными рогами) бытовали еще у ряда других черкесских фамилий: Боттешь уздень, Кургоко (Кабертай). Подобного типа мотив в современном кавказском орнаменте сохраняется в виде так называемой «лиры на диске».

Тамга V, находящаяся правее описанного знака, сохранилась крайне неудовлетворительно. Судя по ее остаткам, она могла изображать знак в виде подковы. Подобного типа знаки в несколько измененном виде встречаются как на Кавказе, так и в Крыму (рис.1, V, 1-3). В частности, близка к описываемому знаку тамга фамилии Чихень, отмеченная Броневским. Этот же знак напоминают по своей форме тамги из крымских селений Огуз-оглы и Кучук-Ас.

Что касается знака I, то он сохранился настолько плохо, что четко восстановить его контуры не удалось.

Итак, все рассмотренные нами знаки башни Кыз-Кулле, скорее всего, представляют тамги, имеющие явные аналогии с известными нам знаками адыгов. Близость этих знаков к тамгам темиргоевцев, бесленеевцев, жанэ (жаноковцы) не случайна. Как отмечает В. Д. Смирнов, адыгские племена Тимур-Кой (темиргоевцы) и Бесленей, согласно преданию, высказанному в конце XVIII в. их представителями турецкому султану, еще со времен султана Баязета (1480-1512 гг.) служили «верой и правдой» Крымским ханам. Если верить турецким источникам, то же самое можно сказать и относительно племени жанэ.

Внизу была деревня Черкез-Кермен

Наличие там черкесских племен на воротном проеме башни Кыз-Кулле не только является подтверждением пребывания их на Крымском полуострове, но и позволяет более определенно локализовать их местожительство. По-видимому, в XV-XVI вв. башня Кыз-Кулле составляла часть укрепления, принадлежащего представителям племени темиргоевцев, на что указывает величина и тщательность вырубки тамги II на камне ее воротного проема. Другие же знаки могли быть вырезаны в честь побывавших здесь знатных представителей других адыгских племен.

Обычай нанесения тамг как знаков собственности на скот и различные бытовые предметы был широко распространен среди многих народов «с незапамятных времён». Как символы принадлежности они ставились на камнях отдельных зданий, в воротных проемах крепостей и городов.

Характерной особенностью всех известных нам знаков на воротных проемах является то, что, как и в башне Кыз-Кулле, они располагаются с их восточной стороны, немного выше человеческого роста.

Древняя традиция вырезать или выцарапывать свои знаки на дверях кунацкой побывавшими в доме гостями сохранилась в Кабарде до начала XX в. Вполне возможно, что переселившиеся в Крым адыги некоторое время сохраняли этот обычай, дошедший до нас в виде знаков Черкес-керменского укрепления.

Таким образом, существование вышеописанных знаков башни Кыз-Кулле не только не противоречит средневековому названию этой крепости (Черкес-Кермен), но и позволяет уточнить этнические названия адыгов, проживавших в данной местности. Весьма вероятно, что верхняя часть западного бассейна реки Бельбек в XV-XVI вв. принадлежала представителям племени темиргоевцев, феодальным гнездом которых и было укрепление Кыз-Кулле.»

Мыс, расположенный к северу от башни, представлял собой сильно укреплённое место площадью 11250 кв. м. В плане мыс Кыз-Куле имеет форму наконечника стрелы, острие которого обращено на север.

Плато мыса ограничивается со всех сторон обрывами скал.

На некоторых участках края плато имеются вырубленные в скале «постели» для невысокой стены (парапета) и круглые ямки для столбов деревянного частокола. Башня и остатки других построек, обнаруженные на территории укрепления Кыз-Куле, сосредоточены в южной, широкой части мыса, вблизи рва.

Около башни раскопаны остатки часовни, сложенной из бутового камня на глине с примесью овражного песка, и пять вырубленных в скале гробниц.

Часовня представляла собой прямоугольную, ориентированную на восток одноапсидную постройку, в плане имеющую размеры 7,50х4,50 м. Толщина её стен – около 0,80 м. внутри часовни под строительным мусором был найден покрытый коррозией железный крест с расширяющимися концами и шипом [размеры креста 0,245х0,14 м], вероятно, упавший с крыши часовни, и пять круглых каменных ядер небольшого диаметра для камнемёта (баллисты) [три ядра диаметром 0,075 м и два ядра диаметром 0,03 м, найденные на мысе Кыз-Куле, сделаны из местного известняка. Такие же ядра были найдены в ходе раскопок в Эски-Кермене.

Здесь была часовня

Гробницы в комплексе часовни – обычного для Эски-Кермена типа. Из пяти гробниц четыре гробницы оказались разграбленными, кости в них лежали в беспорядке. Одна гробница, покрытая каменной плитой (состоящей из трёх частей), расположенная под полом часовни, оказалась не тронутой.

В ней был обнаружен хорошо сохранившийся человеческий скелет, обращённый головой на запад. В гробнице, над этим погребением, а также под ним, были обнаружены человеческие кости, расположенные в беспорядке.

Следы жизни в лесу на плато

По немногочисленным находкам гробницы в комплексе часовни датированы 13-14 веками [в ходе исследования одной из разграбленных гробниц (№1) найдены фрагменты глиняной поливной посуды, характерной, по мнению У. А. Боданинского, для золотоордынского производства 14 века. Гробница не имела плиты. Костей в гробнице не найдено. Выделено два культурных слоя. Фрагменты поливной посуды найдены в слое, расположенном выше нижнего культурного слоя. Последний содержал щебень, образовавшийся вследствие разрушения стенок гробницы. Результаты раскопок, отражённые в архивном материале (дневнике раскопок) свидетельствуют, что найденная в этой гробнице керамика не может служить материалом, датирующим гробницу].

Часовня функционировала в период 9-13 веков. Укрепление с находившейся в нём башней, часовней и, возможно, другими строениями погибло в огне сильного пожара на рубеже 13-14 веков [в 1933 году на расстоянии 22 м к северу от башни Кыз-Куле выкопана траншея ориентированная с запада на восток, шириной 1 м, длиной 13 м, перерезающая предполагаемую дорогу, которая могла проходить в направлении от башни на север. Судя по холмистому рельефу местности, здесь могли располагаться остатки построек. Под слоем гумуса (0,13 м) обнаружен культурный слой (0,16 м). Ниже культурного слоя расположен слой щебня (0,04 м), под щебнем – материковая скала. «Культурный слой насыщен остатками угля, землёй с сажей, закопчёнными фрагментами глиняной посуды, камнями, глиной. Земля на большом протяжении совершенно чёрного цвета».

Лестница на плато

Укрепление Кыз-Куле было возведено в особом месте. Ров перед башней устроен в месте наибольшего сужения скалистой возвышенности Тапшан в её северной части, в точке соединения основного массива скалы с северным мысом. Вследствие этого доступ на плато мыса Кыз-Куле возможен только со стороны рва и башни, которая поставлена над обрывом с таким расчётом, что «запирает доступ на плато цитадели». Для создания в этом месте надёжного укрепления достаточно было перегородить плато возвышенности Тапшан на протяжении нескольких метров.

Вид на Эски-Кермен

Н. И. Репниковым в его публикациях о раскопках в Эски-Кермене было высказано предположение о том, что остатки укрепления Кыз-Куле располагаются на месте так называемой «крепостцы», о сооружении которой вблизи разрушенного и опустевшего города в области «Климаты» в середине 10 века сообщает средневековый письменный памятник «Записка готского топарха». По мнению некоторых историков и филологов, исследовавших текст этого памятника, «Записка готского топарха» является документом, могущим пролить свет на события в Крыму, которые непосредственно предшествовали походу русского князя Святослава I на хазар в 965 году.

На краю плато Тапшан. Вид на тень Эски-Кермена

Использована информация из книги С. В. Харитонова «Древний город Эски-Кермен»

———————————————————————————————————————————————————————————

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться

Расположилась невысокая гора-останец, по форме напоминающая топчан. Собственно, именно отсюда и произошло её теперешнее название – Топшан. Топчан, Топшан – похоже, правда? Вершина горы представляет собой пустынное каменистое плато, заросшее степной травой. Плато Топшан напоминает соседнее Эски-Кермен, с той лишь разницей, что вместо многочисленных останков средневековых сооружений здесь находится одно единственное здание – небольшая полуразрушенная башня – все, что осталось от укрепленного замка Кыз-Куле.

В крымоведческой литературе Кыз-Куле принято относить к так называемым «пещерным городам», и не важно, что пещеры как таковые в них отсутствуют (их заменили естественные гроты), а по площади они едва дотягивают до статуса небольшой деревеньки, главное – функциональная схожесть объектов. Постройка сооружений в скальных массивах, защита на время набегов, использование укреплений в неспокойные времена, применение естественных гротов в качестве убежищ для скота, хранение зерна в каменных ямах – вот основные черты многих пещерных городов, в частности укрепления Кыз-Куле.

Кыз-Куле представлял собой феодальный замок, укрепленный на случай нападения. Предположительно он возник в начале 9 века и просуществовал вплоть до 14-го столетия, когда большая его часть погибла в результате сильного пожара. Некоторые письменные источники сообщают о более поздних датах угасания Кыз-Куле, однако доказательства в пользу этой версии до сих пор не найдены. Исследователи не исключают, что этот миниатюрный замок возник после окончательной гибели Эски-Кермена и служил резиденцией местного феодала, владеющего селением Черкес-Кермен. Ныне исчезнувший поселок, в советские времена переименованный в село Крепкое, располагался южнее плато Топшан, в длинном извилистом ущелье, упирающемся в гору Ташлых. Здесь на округлой скале Кильсе-Кая (или Череп) находится – небольшая пещерная церковь, настоящая загадка средневекового Крыма.

С южной стороны плато Топшан к воротам замка Кыз-Куле когда-то вела удобная дорога, которую пересекал небольшой ров, вырубленный прямо в скале. Над рвом возвышался деревянный мост, по которому в замок входили посетители. Справа от башни находилась миниатюрная часовня с апсидой и пятью усыпальницами. В каждой из гробниц археологи обнаружили несколько средневековых захоронений. Часовня просуществовала целых два столетия, вплоть до 13-го века.

Сегодня от старого замка осталась лишь башня. Когда-то в ней имелись двухстворчатые деревянные ворота, открывающиеся внутрь. Стены башни сложены из бутового камня, скрепленного известковым раствором (1,2 метра толщиной), высота постройки равняется 7,5 метрам, а ширина каждой стены немногим превышает 6 метров.

Южная оконечность плато Топшан представляет собой небольшой скальный «осколок» площадью 1,3 гектара, окруженный отвесно обрывающимися стенами высотой до 20 метров. На нем и была возведена крепость. Подобраться к ней со стороны ущелья представлялось трудной задачей, да и сегодня это под силу не каждому.

Тропинка к башне петляет по крутому склону, а затем упирается в практически отвесную скалу с вырубленными ступенями. Подняться по ним без страховки достаточно трудно, поэтому туристы натянули здесь веревку. В сырую, дождливую погоду подъем становится смертельно опасным. Не зря замок возвели на краю обрыва. Если подобные экстремальные подъемы не для вас, рекомендуем пройти на полтора километра южнее и свернуть на набитую тропу, ведущую до каптированного родника Папаз-Чешме, расположенному в урочище Черкес-Кермен. А затем со стороны урочища подняться на плато Топшан и, любуясь открывающимися видами и фермерским хозяйством «Казак», не спеша дойти до Кыз-Куле.

В стенах одинокой башни прижились небольшие деревца, по нагретым камням шныряют боязливые ящерицы, а в скале до сих пор видны ступеньки, подступающие к краям рва. С южной стороны башни открывается потрясающий вид на долину и северный дозорный комплекс Эски-Кермен, а на севере виднеется поросшая лесом гора Баш-Кая.

Название замка Кыз-Куле – это исковерканный топоним Коз-Куле (или Кёз-Куле), что значит «глаз-башня» или «дозорная башня». А вот слово «кыз» в татарском языке переводится как «девушка», поэтому многие называют Кыз-Куле Девичьей башней. С «дозорной башней» все понятно, а как быть с «девичьей»? В древности девичьими башнями называли временные обители плененных красавиц. Неудивительно, что местные тут же придумали несколько романтичных легенд, способных растревожить женское сердце.

Легенда первая. Как-то раз необычайной красоты царица Сугдеи (сегодня это Судак) прекрасная Феодора, жившая в башне небольшого замка, возведенного на вершине горы (явно Кыз-Куле), пленила сердце полководца Гиркаса. Отважный вояка тщетно пытался завоевать благосклонность красавицы, Феодора отвергла его ухаживания и возложила на себя обет безбрачия. Тогда рассерженный полководец заключил договор с генуэзцами, чтобы те захватили земли Сугдеи, разрушив прекрасный город. Узнав это, царица прокляла предателя и бросилась с окна башни, разбившись о камни.

Легенда вторая. Как-то раз во время набегов кочевых племен красивую русскую девушку пленили безжалостные татары. Они посадили её в башню, примостившуюся на краю пропасти. Много дней горевала красавица, тоскуя по Родине, и, наконец, решилась прервать свои страдания, бросившись вниз с высокой скалы. Как звали девушку, не помнит никто, но с тех пор башню стали называть Девичьей, в память о несчастной красавице.

Конечно, с настоящей башней Кыз-Куле эти легенды никак не связаны, однако многим они приходятся по душе, навевая романтичные мысли.

Если вы хотите увидеть башню Кыз-Куле, прогуляться по оконечности столовой горы Топшан или побродить среди причудливых гротов балки Черкес-Кермен, в которой теперь располагаются кошары, записывайтесь в поход по Крыму вместе с Клубом «Неизведанный Мир».