Диктант глухарь одна из древнейших. Что это за птица, глухарь обыкновенный? Особенности и среда обитания глухаря

Диктант глухарь одна из древнейших. Что это за птица, глухарь обыкновенный? Особенности и среда обитания глухаря

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Составила Кремнева Татьяна Ивановна

учитель русского языка и литературы

Средне-лопатинской школы

Русский язык. 7 класс.

Контрольная работа № 1 по теме «Речь».

Изложение.

Лёнька, любимец ребят.

Это случилось в далёком эвенкийском посёлке. В сеть вместе с рыбой попала белая птица с подбитым крылом. Лебедь лежал на боку и закатывал от боли глаза.

Ребята из местной школы осмотрели рану и перенесли птицу в интернат. Назвали лебедя Лёнькой и поселили в коридоре. Настелили под окном лугового сена, поставили миску с водой и тарелку с рыбой.

К началу зимы крыло срослось и лебедь привык к своему новому жилью. По утрам он совершал «обход». Просунув голову в дверь спальни, оглядывал кровати, кукол на низком столике, дежурную воспитательницу. Когда наступало время завтракать, он отправлялся в столовую и стучал клювом о порог.

Доброе утро, Лёня! – приветствовала его повариха и угощала размоченным в воде печеньем.

По субботам были весёлые банные дни. Дежурные приносили большую ванну, наливали в неё теплую воду, сыпали мыльный порошок и взбивали пышную пену. Лебедь опускал в воду лапку, чуточку медлил, потом ставил вторую и важно усаживался в ванну. Ребята по очереди мыли огромные, в полтора метра, крылья, поливали Лёньку из лейки, и каждое пёрышко вспыхивало ослепительной белизной. Потом все пили чай, читали сказки, а Лёнька, примостившись у тёплого бока печки, блаженно дремал.

Но вот наступила весна. Стало тепло. Снег почти полностью сошёл, и земля вся почернела, лоснилась на солнце.

Светлым майским днём вывели ребята на поле любимую птицу.

Лёнька встревожено оглядывал небо, ближние сопки со снеговыми шапками и хлопал крыльями. Потом потоптался на месте, тяжело разбежался, закурлыкал и полетел. Долго следили за ним ребята, не веря, что это разлука… И уже стали расходиться, как вдруг раздался радостный крик: «Возвращается! Летит назад!» Лёнька сделал круг над полем и сел неподалёку от ребят.

Так и живёт белый лебедь в интернате. Ребята пишут письма домой, и в каждом из них – трогательный рассказ о Лёньке. О лебединой верности.

Контрольная работа № 2

по теме «Словообразование и фонетика».

1.Приведите примеры слов, образованных суффиксальным способом, приставочным

Способом словообразования (по два слова.)

2. Запишите три слова, образованные суффиксально – приставочным способом.

Покажите, как образованы эти слова.

3. Выпишите слова, в которых суффикс – тель имеет значение «человек, который…».

Разберите их по составу.

Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.

4. Запишите предложения, в которых слова учительская, столовая, больной выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные.

5. Дайте характеристику звукам: Ⅰ -вариант – ф в г,

Ⅱ- вариант – с ж к

6. Поставьте правильно ударение в словах:

вариант- лапоть, набекрень, добела, безмятежный, отчасти.

вариант – уцепиться, подняв, второпях, дотла, сновидение.

Контрольная работа № 3

По теме «Повторение».

Диктант.

Глухариная песня.

Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льётся. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся.

Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинание.Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимает охотника с постели, ведёт в чёрный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведённый, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.

(119 слов.)

Задания к диктанту.

1. Озаглавьте текст.

2.Подчеркните причастия как член предложения, обозначьте их суффиксы.

3. Выпишите три слова с орфограммой в корне, обозначьте корень.

Контрольная работа № 4

По теме «Повторение».

Диктант.

Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв тёмно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нём Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то чёрный, как цыган, незнакомый глядел на него. Щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределённого тёмного цвета; запавшие глаза обвело чёрным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съёжившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул её в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастёрку стянул с плеч.

Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освежённым.

Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

(133 сл.) (По Г.Бакланову.)

Задания к диктанту:

  1. Подчеркните грамматическую основу любого сложного предложения.
  2. Подберите проверочные слова к любым трём глаголам с орфограммой в корне, включая причастия.

Контрольная работа №5 по теме «Наречие»

(Разряды, степени сравнения и словообразование).

1. В каком ряду оба слова являются наречием?

1). вдалеке, сейчас, завтра

2) назло, на земле, нарочно

3) сдуру, с дуба, сослепу

2. В каком предложении есть наречие?

1) Со всех сторон колыхалась степь.

2) В тарелке лежали яблоки с вырезанными сердцевинами.

3) Развешенное на улице бельё быстро сохнет.

3. В каком предложении употреблено наречие в сравнительной степени?

1) После дождя солнце светило ярче.

2) Медленно выплывало из-за леса солнце.

3) На море в полдень солнце светит очень ярко.

4. В каком ряду оба слова являются наречиями времени?

1) неожиданно, чудом, быстро

2) беспомощно, лихо, везде

3) утром, сегодня, давно

5.В каком варианте ответа указаны все наречия причины?

А. Сгоряча В. Нарочно

Б. Сослепу Г. Вместе

1) А, Б 2) В, Г 3) Б 4)А, В

6. Определите разряд и степень сравнения выделенного наречия в предложении.

И лес шумит дружней , когда деревьев много.

1) наречие меры, простая превосходная степень

2) наречие места, составная сравнительная степень

3) наречие образа действия, простая сравнительная степень

7.Укажите ряд, в котором все слова являются наречиями меры и степени.

1) по-весеннему, умышленно, кое-где

2) немного, вдоволь, чуть-чуть

3) быстро, вдвое, вдруг

8. В каком предложении нет наречия в сравнительной степени?

1) Домой и кони веселей бегут.

2) Старый друг лучше новых двух.

3) Где песня льётся, там легче живётся.

9. Определите разряд наречия, употреблённого в предложении : Ешь досыта, а работай до пота .

1) меры и степени

2) причины

3) цели

4) образа действия

10. Укажите верное утверждение:

1) Наречие изменяется так же как и прилагательное.

2) Наречие не изменяется.

3) Наречие сочетается только с глаголами.

11. В каком предложении употреблено наречие времени?

1) Утром ещё держался лёгкий мороз.

2) Зря, попусту не хотелось тратить время.

3) Кое-где на деревьях листья пожелтели.

12. В каком ряду все наречия образованы приставочным способом?

1) быстро, досуха, никуда

2) нехорошо, назавтра, невдалеке

3) еле-еле, сбоку, нигде

13. В каком ряду все наречия образованы суффиксальным способом?

1) мало-помалу, во-вторых, досуха

2) где-нибудь, полушутя, смело

3) куда-то, быстро, искренне

14. В каком ряду все наречия образованы приставочно-суффиксальным способом?

1)досуха, засветло, сбоку

2) вдвоём, искренне, глубоко

3) безграмотно, издалека, широко

15. В каком ряду на конце наречий пишется одна и та же буква?

1) смел.., вдогонк.., впроголод…

2) наотмаш.., туман.., жгуч…

3) давн.., быстр..,далек..

КЛЮЧ

1. 1) 8. 2)

2. 3) 9. 1)

3. 1) 10. 2)

4. 3) 11. 1)

5. 1) 12. 2)

6. 3) 13. 3)

7. 2) 14. 1)

15. 3)

Контрольная работа № 6 по теме «Речь».

Сочинение

«Хочу» и «надо».

«Хочу» и «надо» - этими двумя словами по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совершенно противоположные слова.

С самого утра уже возникает противоречие: вставать или ещё немного полежать? Звенит звонок будильника, нет сил встать, хочется ещё полежать, но надо, надо вставать и идти в школу.

Прихожу из школы, хочется упасть на кровать и уснуть, но надо делать уроки, чтобы завтра получить хорошую оценку. Шесть часов вечера. Уроки сделаны, вои теперь можно почитать книгу. Усаживаюсь поудобнее, вот я уже погружена в чтение. Вдруг в комнату заглядывает мама и просит сходить в магазин. Хочется посидеть, почитать и узнать, что ожидает меня в столь загадочном сюжете. Но надо помочь маме, а иначе она обидится за мой отказ и пойдёт в магазин сама.

Снова утро. Иду в школу с подругой, болтаем о том, о сём. И вдруг подруга нелепо выразилась. Хочется упрекнуть её в этом, но надо молчать, а иначе дружба порвана.

Сижу на уроке. Учитель объясняет новую тему. Эта тема оказывается для меня трудной. Тогда учитель начинает объяснять мне отдельно. Я снова ничего не понимаю. Хочется всё бросить и уйти. Но опять - надо, надо сидеть и разбираться, чтобы получить знания.

Как же бороться со своим внутренним «я», которое то и дело шепчет: «Делай всё, что хочешь. Делай всё, что хочешь!» И в самом деле, хочется слушать его, но надо собрать всю свою силу воли и сказать: «Нет!»

(Изразова Дарья.)

Контрольная работа № 7

по теме «Наречие».

Диктант.

Парусный флот.

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблём.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века.

О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько – нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждёт тебя впереди.

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но всё-таки тысячи миль

оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

(123 сл.)

Контрольная работа № 8 по теме «Наречие».

Диктант.

Вариант 1.

Немного о культуре речи и поведении.

Ты, наверное, обращал внимание на то, что по речи человека складывается общее впечатление о нём. Произнёс он слово неправильно, ударение неверно поставил, употребил жаргонное словечко, и сразу думается: « Не очень он культурен!»

Услышал от него грубое слово, думаешь: «Какой же он злой!» Речь иногда

Свидетельствует о человеке больше, чем даже его лицо.

Старайся всегда говорить просто и правильно, никогда не употребляй в разговоре грубых слов и выражений. ..

Невежливо самому завладеть разговором и говорить только о себе.

Нельзя долго разговаривать по телефону, звонить друг другу по пустякам.

Никогда не вмешивайтесь в разговор других людей.

Если ты собрался в театр, на концерт, оденься особенно опрятно, аккуратно, нарядно.

Вовремя выходи из дому, чтобы не опоздать в кино, театр или в гости.

(124 сл.

Вариант 2.

Тайны крымской земли.

Вот уже несколько лет учащиеся города Керчи ведут поиск безвестных

Героев минувшей войны.

Как-то на школьном вечере наметили следопыты план поисков в

Аджимушкайских каменоломнях…

Подземелье. Звенящая тишина. Воздух сырой и тяжёлый. Следопыты шли цепочкой. Впереди – десятиклассник Валерий Лукьянченко. Нечаянно он задел один из камней. Камень куда-то провалился. Ребята понемногу расширили отверстие. Валерий первый отважился спуститься в кромешную тьму. За ним остальные.

…Полевая сумка командира. Списки и адреса десятков людей. Партийный билет Захария Владимировича Табунца. Удостоверение личности лейтенанта Андрея Сергеевича Остапишина, красноармейская Ивана Егоровича Ярофеева…

Свои находки следопыты отдали Керченскому краеведческому музею…

Ещё много тайн хранят, по-видимому, горы, леса, подземелья крымской земли. Юные следопыты города-героя Керчи раскрывают их. (110 слов.)

Контрольная работа № 9 по теме «Речь».

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова

«Опять двойка».

Перед нами картина художника Ф.П.Решетникова «Опять двойка».

Главным персонажем картины является мальчик, получивший опять двойку. Он поздно вернулся домой. В руке у него портфель. Застёжка на нём поломана, поэтому портфель перевязан шнурком.Вместо книг из него торчат коньки. Вероятно, мальчик после школы ходил на каток. Волосы на его голове взъерошены, пальто расстёгнуто. Он стоит посреди комнаты, виновато опустив голову. Возвращению мальчика очень рада собака. Она весь день ждала его домой, чтобы поиграть со своим другом.

Мама и сестра сразу поняли, что их сын и брат получил опять двойку. Мама сидит на стуле, опустив на колени руки. Её печальный взгляд обращён на сына. Ведь она так надеялась, что сегодня он не получит плохую оценку. Рядом с мамой младший братишка. Он сидит на велосипеде и улыбается, глядя на старшего брата. Ему не нужно учить уроков, он ещё маленький. Старшая сестра давно пришла домой, сделала уже домашние задания. Она с укоризной смотрит на брата. Ей стыдно за него. Она хорошо учится. Все школьные принадлежности у неё в порядке. Она опрятно одета, в косы вплетены бантики, на шее повязан пионерский галстук.

В доме тепло и уютно. На полу лежит красный с рисунком палас. На столе белая скатерть. На стене висят календарь и часы. Во второй комнате стоит цветок на подоконнике, а на стене висит географическая карта. У мальчика есть все условия для того, чтобы хорошо учиться. Нет, наверное. только желания.

Мне эта картина очень понравилась. Тема картины актуальна и в наше время.

Контрольная работа № 10

по теме «Предлог».

Диктант.

В течение многих тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые сильные камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадает семя, то оно разрастается и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются, распадаются на части.

(128 слов,)

Контрольная работа № 11 по теме «Речь».

Изложение публицистического стиля

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках – о собственных, родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во всё вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придёт в школу в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее её, здоровей, шустрей, Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдаёт». Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость – довольно тяжкое и печальное время жизни. Всё своё, личное, у неё позади – забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, её последняя радость, её постоянная тревога, её основной жизненный интерес, её тайная надежда.

А потом у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а всё-таки попытайся.

(124 сл.)

(По И.Медведевой.)

Контрольная работа № 12

По теме «Союз».

Диктант

Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то, озарённого светом, храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звёзды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Всё хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных, непонятных речей. И уйдёшь, не объяснив ничего, но уйдёшь в каком-то чаду раздумья.

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далёкой родине.

(119 слов).

Контрольная работа № 13

по теме «Частица».

Диктант.

Перед грозой.

Ночь на исходе. По-прежнему кругом тишь. Стелются и как будто дремлют травы. Лепечет ветерок, шумит невдалеке речонка. Появляется желание искупаться. Не хватает сил сдерживать себя.

Песчаной дорожкой, по придорожной траве спускаешься к речке. Сердце, замирая при одной мысли о холодной воде, стучит неровно.

Ни ветерочка, ни шороха. Вдруг откуда ни возьмись надвигается какой-то шум, появляется скопление чёрных туч. Кажется, что ничто не сможет разогнать и развеять их. Но вот внезапно налетает резкий ветрище. Вот-вот разразится гроза. Опалённые поля жаждут влаги. Распускающиеся утренние цветы, радостно тянутся навстречу первым каплям дождя, а раскаты грома слышатся уж где-то вдалеке, и гроза проходит стороной.

(103 сл.)

Контрольная работа № 14

По теме « Служебные части речи».

Диктант.

Земли родное дыхание.

Отцветает душистая черёмуха, осыпается черёмуховый цвет и застилает траву белой накидкой. Лёгкий, по-летнему тёплый ветерок ласкает землю. За город отправляются любители цветов. Они идут прямо на знакомые места, а другие не спеша исследуют прозрачные старые боры, выискивая никем не заложенные плантации самых красивых весенних цветов.

Вот и они. Два-три широких ланцетовидных листа, из пазухи горделиво поднимается ножка-цветонос, увенчанная маленькими белоснежными и необыкновенно ароматными колокольчиками.

Майский ландыш. Кто не признает в нём жемчужину весеннего леса? Что за прелесть этот скромный неяркий цветок! А какую удивительную силу таит он в себе! Где бы ни был человек, а увидит ландыш, обязательно вспомнит весенний лес, его тенистые уголки, голубое небо в вышине и почувствует вдруг дыхание родной земли.

(119 слов)

Контрольная работа № 15 по теме «Речь».

Сжатое изложение.

« О Чехове».

Он был гостеприимен, как магнат. Хлебосольство у него доходило до страсти. Стоило ему поселиться в деревне, и он тотчас же приглашал к себе кучу гостей.

Снял дачу в украинском захолустье, ещё не видел её, не знает, какая она, а уже сзывает туда всяких людей из Москвы, из Петербурга, из Нижнего. А когда он поселился в подмосковной усадьбе, его дом стал похож на гостиницу…

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать мечтал не в одиночку, а вместе с другими. И путешествовать любил он в компании.

Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними…

Природа для него всегда событие, и, говоря о ней, он, столь богатый словами, чаще всего находит лишь один эпитет: изумительная. Но его отношение к природе отнюдь не отличалось пассивным созерцанием её «богатств» и «роскошей». Ему было мало художнически любоваться пейзажем, он и в пейзаж вносил свою неуклонную волю к созидательному преобразованию жизни. Никогда не мог он допустить, чтобы почва вокруг него оставалась бесплодной. Ещё в гимназии он насадил у себя в Таганроге небольшой виноградник, под сенью которого любил отдыхать. А когда поселился в разорённом и обглоданном Мелихове, он посадил там около тысячи вишнёвых деревьев и засеял голые лесные участки елями, клёнами, вязами, соснами, дубами и лиственницами – и Мелихово зазеленело.

А через несколько лет, поселившись в Крыму, на выжженном пыльном участке он с таким же увлечением сажает и черешни, и пальмы, и кипарисы, и сирень, и крыжовник, и вишни.

Не только к озеленению земли чувствовал он такую горячую склонность, но ко всякому творческому вмешательству в жизнь. То хлопочет об устройстве в Москве первого народного дома с читальней, библиотекой, аудиторией, театром. То добивается, чтобы тут же в Москве была выстроена клиника кожных болезней. То хлопочет об устройстве в Крыму первой биологической станции. То собирает книги для всех сахалинских школ и шлёт их туда целыми партиями…

Здесь я говорю не о его доброте, а опять-таки о его колоссальной энергии, о его страстном стремлении к самому активному вмешательству в жизнь ради того, чтобы люди зажили умнее и счастливее.

(К.И. Чуковский)

Итоговая контрольная работа № 16

Диктант.

Летом и зимой.

Лес вроде зелёной преграды.

(116 сл.) (По М.Усову )

Промежуточная аттестация

по русскому языку в 7 классе

Диктант.

Летом и зимой.

Это был обычный лес. Мимо него по блестящему асфальту навстречу друг другу шли автомашины. Люди спешили: у каждого дела.

Деревья и подлесок были в виде зелёной стены. В глубине леса сумрак сгущался до черноты.

Сколько раз в течение последних месяцев приходилось мне проезжать мимо этого леса! Быстро мчится машина вдоль зелёной стены. Глазу не проникнуть дальше первого ряда деревьев. Они раскинули ветви, плотно сошлись кронами, из-за них не заглянуть в глубь леса.

Лес вроде зелёной преграды.

…И снова я в пути. Только время не для зелени: январь. По привычке поворачиваю голову влево, чтобы увидеть знакомый лес.

Весь белый, кружевной от инея, он виден со стороны дороги насквозь. Белые веточки тонко вырисовываются каждым своим изгибом, касаются одна другой, переплетаются.

Безотрывно гляжу на белый зимний лес.

(116 сл.) (По М.Усову )


«Птицы 1 класс» - Грудь. Сокол-сапсан. Хвост. Жищные птицы. Гусь. Загадки. Памятник природы- озеро асылыкуль. Туловище. Ножки. Хоботок. Сова. Лебедь-шипун. Орел. Клюв. Домашние. Сокол. Пеликан. Лебедь-кликун. Страус. Ноги. Насекомые. Утки. Горихвостка. Серый гусь. Крылья. Соловей. Воробей. Кормушки. Клест. Снегирь. Дятел.

«Урок Птицы» - Строение птицы. Дорогие первоклассники! Одни летят стаями, другие косяком, третьи – клином. Игра – соревнование. В лесу можно встретить птиц. Сверху – чёрное суконце Ходит вразвалочку, Снизу – белое полотенце. А кого можно встретить в осеннем лесу? Цели урока: - узнать … Здесь так много интересного!

«Класс Птицы» - Внешнее строение птицы. Мочеполовая система птиц. Токование тетеревов. А. Строение яйца; Б. Развитие цыплёнка. Класс ПТИЦЫ. Птицы более высокоорганизованы по сравнению с пресмыкающимися. Головной мозг; Спинной мозг; Периферическая нервная система. Классификация птиц. Выводы: Большинство представителей класса приспособлены к полёту.

«Урок Птицы» - Насиживание – время между откладыванием первого яйца и вылуплением последнего. Отметить признаки высокой организации и черты сходства с пресмыкающимися. Токование тетеревов. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. В чем вы видите удачность построения гнезд? Бекасы – токовые полеты. Оседлые птицы Кочующие птицы Перелетные птицы.

«Птицы» - Бескилевые птицы. Особенности строения скелета птиц. Какие утверждения верны? Водоплавающие птицы. Килегрудные птицы. Происхождение птиц. Задание на дом. Изучение нового материала. Отряды птиц. Зародыши птиц и пресмыкающихся похожи по внешнему виду. Группы птиц. Закрепление знаний. План урока. Класс Птицы: особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных.

«Удивительные птицы» - К.Кулиев. «В руки синица – скучная сказка. Легендарные птицы. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей. С птицами связано множество поверий, легенд, примет, пословиц и поговорок. Подкормка в суровую зимнюю пору. Что за звуки, за песни польются День деньской, от зари до зари! Пение птиц доставляет огромное наслаждение и удовольствие.

Контрольная работа №1

    Приведите примеры слов, образованных суффиксальным, приставочным способами и способом сложения. Графически покажите, как образованы эти слова.

Образец записи: цени(ть)+ тель (□)→ценитель(су. способ)

Дополнительное задание: приведите примеры слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Графически покажите, как образованы эти слова.

    Разберите по составу слова. Подчеркните те, в которых суффикс – тель имеет значение «человек, который…».

Дополнительное задание. Сформулируйте значение суффикса в остальных словах.

Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.

    Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует модели

пере ывающегося.

Дополнительное задание. Запишите предложение, в котором слово данной модели имело бы зависимое слово.

    Запишите предложение, в котором бы слово больной, учительская выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные. Графически покажите, какими членами предложения являются эти слова.

Дополнительное задание. То же самое задание со словами ванная, столовая.

    Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употреблённые в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Дополнительное задание. В скобках укажите вид тропов, использованных в этом отрывке.

    Письменно охарактеризуйте звуки [ j´ ], [щ´].

Дополнительное задание. Исправьте орфоэпические ошибки [ j´a ] зык, сапо[ x ], ску[ч н]ый, по дняв.

Дополнительные задания: повышенный уровень трудности.

Контрольная работа №2

Изложение «Лёнька, любимец ребят» (упр. 82)

Контрольная работа №3

Диктант с грамматико- орфографическими заданиями

Глухарь - одна из древнейших птиц на Земле.

Контрольная работа №3

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

Цель: проверить навыки правописания суффиксов имен прилагательных и причастий с н – нн, личных окончаний глагола, гласных и согласных корня, а также навыки усвоения правил пунктуации в сложном предложении и в предложении с однородными членами.

Глухарь – одна из древнейших птиц на Земле.

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах.

Глухариная песня – это колдовство! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота. Черный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его багровые брови, а черная бородка топорщится и трясется.

Он не поет, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока она не окончена.

(119 слов) (По Н. Сладкову)

Задания к диктанту.

1) Озаглавьте текст.

2) Подчеркните причастия как член предложения; обозначьте их суффиксы.

3) Выпишите 3 слова с орфограммой в корне, корень обозначьте. Напишите проверочное слово, если оно есть.

Контрольная работа №4

Цель: проверить усвоение правил слитного/раздельного употребления не с разными частями речи, написание не - ни с отрицательными и неопределенными местоимениями, некоторых групп сложных слов, правописание окончаний прилагательных и причастий, а также других орфограмм.

Кроме того, проверяется усвоение правил оформления сложных предложений, предложений с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.

Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он стал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. Щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна. Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.

Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.

Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.

(133 слова) (По Г. Бакланову)

Задания к диктанту.

1). Подчеркните грамматическую основу любого сложного предложения.

2). Подберите проверочные слова к любым 3 глаголам с орфограммой в корне, включая причастия.

Контрольная работа №5

Сочинение на тему «Человек и природа»

Цель: проверить умение создавать текст публицистического стиля в форме заметки в газету.

Готовя учащихся к домашнему сочинению, введем их в стилистически значимую речевую ситуацию, ориентирующую на использование публицистического стиля речи.

«Давайте всем классом приготовим стенгазету на тему «Человек и природа». В ней мы расскажем, как живется растениям и животным в нашем селе и что сделал (или хотел сделать, да не смог, не сумел) каждый из нас, чтобы помочь выжить нашим братьям меньшим.

Напишите заметку о каком-либо конкретном случае.

Подберите к ней броский заголовок.

Напишите так, чтобы ваша заметка не оставила читателя равнодушным.

Контрольная работа №6

по теме «Наречие»

Цель работы: проверить умения опознавать наречие в тексте, определять его разряд (значение) и способ образования.

Задание 1. Выпишите из текста наречия в составе словосочетания.

Укажите разряд наречий.

Запишите, от какого слова и как образовано наречие.

Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,

И вмиг всё бесследно исчезнет, - и только вдали,

С чуть слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,

Незримо порвётся струна от небес до земли.

(К.Бальмонт)

Задание 2. Спишите и подчеркните выделенные слова, как члены предложения.

Выпишите два любых наречия и сделайте их морфологический разбор.

Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых снегом. Лицо ребёнка грустно и печально. Тихо в озере струится отблеск кровель золотых. Всё тихо – ни песни, ни речи. За вечером спускается на землю ночь. Вечером пошёл снег. (Во)время беседы товарищи держались очень скованно. Прийти (во)время лучше.

Задание 3. Запишите наречия и разберите их по составу.

Бесцеремонно, захватывающе, ослепительно, тихонько, вдогонку, наземь.

Контрольная работа №7

Сочинение на тему «Хочу и надо»

Сочинение по данному началу – тексту В.П.Крапивина

«Хочу» и «надо». Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.

С самого начала уже возникает противоречие: …

Задание к сочинению. 1) Продолжите текст, приведите примеры возникающих противоречий и сделайте вывод.

2) Используйте в сочинении средства публицистической выразительности: восклицательные и вопросительные предложения, альтернативные суждения и противопоставления с союзами но, а, или, предложения с одним главным членом, передающие состояние лица (хочется спать – надо вставать…).

Например:

Утро. Звонит будильник. Пора вставать… Но хочу, ужасно хочу спать! Ничего не поделаешь – надо вставать. Встал, пошел в школу…

Пришел из школы – надо делать уроки. Но как хочется почитать книжку или погулять! Приходится брать себя в руки и садиться за стол – ведь надо!

Предварительно обсудить с учащимися основную мысль сочинения («надо» формирует характер, закаляет волю; «хочу» же, хотя и доставляет много приятных минут, тем не менее не помогает человеку «сделать себя»), посоветовать им в той или иной форме отразить ее в заключительной части сочинения.

Контрольная работа №8

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде.

Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.

Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский.

Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.

Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…

Впоследствии с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.

(123 слова)

Задания к диктанту.

1) Озаглавьте текст.

2) Выпишите 5 наречий в составе словосочетаний; укажите разряд наречия, какой это член предложения, разберите наречие по составу

Контрольная работа №9

Сочинение на тему «Как я в первый раз….»

Цель: проверить, умеют ли учащиеся подробно рассказывать о своем состоянии, о тех чувствах, которые переполняют каждого, когда он приступает к какому-либо важному делу, впервые оказывается в какой-либо «острой» ситуации.

Предполагаемые типы речи – повествование, описание состояния лица. Стиль речи – художественный.

Контрольная работа №10

Изложение «Поговорим о бабушках»

Цель: проверить сформированность умений сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль речи, в частности такие средства выразительности, как обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор.

Поговорим о бабушках.

Давайте поговорим о стариках – о собственных родных бабушках.

Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть – это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе «жизнь отдает». Просто по тому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость – довольно тяжкое и печальное бремя жизни. Все свое, личное, у нее позади - забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты – единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и стариков они есть – ворча, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.

Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

(241 слово) (По И. Медведевой)

Контрольная работа №11

Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

Цель: проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н - нн в суффиксах, а также усвоение правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях, с однородными членами, с деепричастным оборотом.

Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.

Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показалось, что увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое. (…)

Человек шел теперь совсем медленно. Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности. Когда их разделяло всего несколько метров, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся… Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись…

(127 слов)

(А. Чаковский)

Задания к диктанту.

1) Найдите 3 наречия разных разрядов. Выпишите эти наречия в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его морфемный состав и каким членом предложения является (шел (как?) вразвалку – образа действия)

2) Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.

Контрольная работа №12

Диктант

Цель: проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий; правил пунктуации сложного предложения, предложений с причастными, деепричастными оборотами, с однородными членами.

Тропики… Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая и что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…

Но как ни привыкнешь к красотам тропиков, невольно устремляешься мыслями к далекой родине.

(119 слов) (По И. Гончарову)

Контрольная работа №13

Сжатое изложение по тексту Л.Н. Толстого «Детство»

(или по тексту К.И.Чуковского «О Чехове»)

Цель: научить определять смысловую структуру текста, вычленять в нем подтемы и микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию.

Наталья Савишна

С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласку; но теперь только умею ценить их. Тогда мне и в голову не приходило, какое редкое чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе. Вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви, что и не воображал, что могло быть иначе. И никогда не задавал вопросов: а счастлива ли она? довольна ли?

Бывало под предлогом необходимой надобности прибежишь от урока в ее комнату, усядешься и начнешь мечтать вслух, нисколько не стесняясь ее присутствия. Всегда она бывала чем-нибудь занята: вязала чулок, рылась в сундуках, заполнявших ее комнату, и, слушая всякий раз мой вздор, приговаривала: «Да, мой батюшка, да!».

В сундуках, которыми была наполнена ее комната, было решительно все. Что бы ни понадобилось, обыкновенно говаривали: «Надо спросить у Натальи Савишны». Порывшись немного, она находила нужный предмет и говаривала: «Вот и хорошо, что припрятала». В сундуках этих были тысячи таких предметов, о которых никто в доме, кроме ее, не знал и не заботился.

Один раз я на нее рассердился. Позже она принесла мне подарок и дрожащей рукой подала его мне. У меня не доставало сил взглянуть в лицо доброй старушке. Я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Контрольная работа №14

Сочинение типа характеристики или самохарактеристики

Тема «Что за человек мой друг?» или «Знакомьтесь: это я»

Цель: проверить, насколько усвоена учащимися смысловая структура текста характеристики, в которой чередуются фрагменты со значением описания предмета и рассуждения-доказательства.

Сочинение по картине И.Е. Репина «Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна»

Контрольная работа №15

Тест по курсу 7 класса

1

    Найдите ошибку в характеристике текста.

Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.

А. Стиль речи - научный.

Б. Тип речи – рассуждение-объяснение.

В. Способ связи предложений – параллельный.

Г. Средства связи – лексический повтор, местоимение.

    Определите, в каком порядке расположить предложения, чтобы они составляли текст.

    Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.

    Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.

    Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.

    Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.

А)1,3,2,4; Б) 4,2,1,3; В) 1,2,4,3; Г) 4,1,3,2

    Найдите ошибку в стилистическом разборе фрагмента текста.

Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.

А) Стиль речи – художественный.

Б) Плыло небо – метафора.

В) Яркие иглистые (звезды) – эпитеты.

Г) Иглистый – слово употреблено в переносном значении.

    Укажите действительное причастие.

А. Отнятая игрушка.

Б. О движущемся предмете.

В. Посаженные деревья.

Г. Видимый глазом.

    Найдите неверное утверждение.

А.Словосочетание типа «прич. + сущ.» является причастным оборотом.

Б. Правописание суффиксов причастий прошедшего времени не определяется спряжением глагола.

В. Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам и числам.

Г. Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна.

6. Укажите наречия.

А. Вблизи вырыли пруд.

Б. Навстречу автобусу мчался мотоциклист.

В. Вблизи дома росла береза.

Г. Говорить впустую.

Д. Навстречу дул сильный ветер.

Е. Вошли (в) пустую комнату.

Ж. Мы долго ходили вокруг озера.

З. Вокруг расстилались поля.

7. Укажите союзы.

А. Вслед за другими мы (то)же пошли в музей.

Б. Ничто не изменилось: так(же) бежала река, так(же) шумел лес.

В. Новый наш друг был так(же) веселый человек.

Г. Но за(то) как дружно мы жили!

Д. Это было то(же) здание.

8. Укажите предлоги.

А. (В)следствие усталости мы сделали привал.

Б. (В)виду нехватки времени.

В. (В)следствие включились новые люди.

Г. (В)течение месяца мы завершили работу.

9.Укажите какой частью речи является слово ЧТО в предложении.

Что, дремучий лес, призадумался?

А. Местоимение.

Б. наречие.

В. Частица.

Г. Союз.

10. Укажите, в каком примере слово ЕДВА является союзом.

А. Алексей едва смог вспомнить, что произошло вчера вечером.

Б. Едва ли я смогу помочь вам.

В. Едва Владимир выехал в поле, поднялся сильный ветер.

Г. Он шел, едва волоча ноги от усталости.

11. Найдите правильно построенное предложение .

А. Прочитав повесть»Дубровский» мною овладела жалость к Владимиру.

Б. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

В. Загримировавшийся актер ждал своего выхода.

Г. Изумительно красив был возвышающий холм.

12. Укажите состав каких слов соответствует схеме л ый

А. горелый Г. спелый

Б. беглый Д. светлый

В. Линялый Е. умелый

13. Укажите признаки причастий, соответствующих модели

Пере ива ющ ими ся

А. страдательное

Б. Действительное.

В. Возвратное

Г. Совершенного вида.

Д. Несовершенного вида.

Е. В форме единственного числа дательного падежа.

Ж. В форме множественного числа творительного падежа.

14. Укажите какое слово пропущено в словообразовательной цепочке

один - …- одиночка

А. Одиноко В. Одинокий

Б. Одиночество Г. Одиночный

15. Покажите какие слова соответствуют схеме ник

А. Охранник Г. Сметанник

Б. Малинник Д. Ремесленник

В. Утренник

16. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом.

А. Назавтра Г. Немного

Б. Досуха Д. Роскошно

В. По-английски Е. Издалека

17. Покажите, в каких предложениях нужно вставить прилагательное красочный.

А. Картины мастера поражали богатством … узора.

Б. В хозяйственном магазине мы купили … вещество для ткани из хлопка.

В. В … состав входят не только химические элементы, но и растительные волокна.

Г. В светлых лучах солнца особенно … празднично выглядели … наряды женщин.

18. На месте каких цифр пишется И?

Я тебе н(1) чего н(2) скажу,

И тебя н(3) встревожу н(4)чуть,

И о том, что я молча твержу,

Н(5) решусь н(6) за что намекнуть.

(А. Фет)

19. В каких случаях не пишется раздельно?

1)Отвечать (не)волнуясь. 2)(Не)просохшая после дождя земля. 3)(Не)хорошо говорить. 4) (Не)враг он мне. 5) (Не)хоженые тропы. 6) (Не) о чем.

7) (Не)интересный человек. 8)(Не)надо обижаться. 9) (Не)мог идти.

10) Письмо (не)написано.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Где пишется буква Я?

1) Подстрел..нный воробей. 2) Просе..нное зерно. 3) Промасл..нная бумага. 4) Раста..вший снег. 5) Засе..нное поле. 6) Плам..нный привет. 7) Осме..нный человек. _______________________

1 2 3 4 5 6 7

21. Обозначьте случаи слитного написания .

1) (за)тем лесом озеро. 2) (По)тому не делаю, что не могу. 3) Сначала ты иди, (за)тем я. 4) (На)конец доски. 5) Иди (по)тому мостику. 6) (На)конец занавес поднялся. 7) Самолет круто взмыл (в)верх.

___________________

1 2 3 4 5 6 7

22. В каких случаях следует пискать букву Н?

1) Стекля..ая дверь. 2) Разброса..ые вещи. 3) Глиня..ая кружка. 4) Дли..а железной дороги. 5) Комари..ый писк. 6) Связь была прерва..а.

7) Ю..ое порколение. 8) Авиацио..ый завод.

_____________________

1 2 3 4 5 6 7 8

23. Какие слова пишутся через дефис?

1) Строго(настрого). 2) (Пол)лимона. 3) Северо(восточный).

4) Ярко(голубой). 5) (По)прежнему дружить. 6) Хлопчато(бумажный).

7) Где(то) вдали. 8) (Пол)страны. 9) (По)змеиному следу.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Обыкновенный, или белоклювый глухарь (иногда его называют еще мошником) - одна из древнейших охотничьих птиц нашей фауны.

Типичные места обитания глухаря обыкновенного - старые сосновые и сосново-еловые леса, особенно заболоченные сосновые леса, окаймленные сухими гривами с сосновыми борами. Наибольшая плотность – в южной зоне тайги. Жизнь глухаря связана с сосной. Однако в ряде мест он круглый год может жить в кедровых и даже еловых лесах с примесью сосны. Глухарь обыкновенный – оседлая птица, совершающая сезонные кочевки на небольшие расстояния; лишь на Южном Урале происходят регулярные сезонные перелеты глухарей с горных хвойных лесов в широколиственные дубравы, где они токуют и выводят птенцов.

Отличительные признаки глухаря обыкновенного. Внешний облик взрослого самца - черная голова с бородой, красные набухшие брови, зеленый с металлическим оттенком зоб, сероструйчатая шея, коричневые крылья и огромный черный хвост. У самки скромный покровительственный буровато-охристый наряд с черными пестринками. Масса самцов 4-5 кг (редко 5,5 кг), глухарки почти вдвое меньше – 2 - 2,5 кг.

Образ жизни и повадки глухаря обыкновенного. Глухарь полигам. Половой зрелости самцы и самки достигают в годовалом возрасте, однако многие из них, особенно самцы, не участвуют в размножении в первую весну. Токуют глухари почти два месяца, причем весь период их токования разделяется на три основных биологических периода.

Ранней весной токуют лишь взрослые петухи, самки на ток не прилетают. Годовалые петухи, если прилетают на ток, то сидят на деревьях молча.

Второй период начинается с прилета на ток глухарок, после чего через неделю наблюдается спаривание птиц и разгар их токования. Пробуют петь и годовалые самцы. Глухарки сами выбирают себе петухов. Нередко 3-4 самки спариваются с одним петухом, занимающим участок в центре токования.

Третий период - угасание тока. Глухарки в большинстве своем садятся на яйца и редко появляются на току. Старые глухари кончают петь и улетают на линьку в крепи. В этот период пытаются токовать годовалые петухи.

Гнезда самки устраивают на земле, обычно под прикрытием елочек, недалеко от токовища. В кладке 7-9 яиц желто-коричневого цвета с мелкими крапинками, массой до 60 г, насиживают их 25-26 дней. В период насиживания глухарка рано утром и после заката солнца сходит с гнезда на кормежку, которая длится от 10 до 35 минут.

Глухарята растут и развиваются медленно, и в сентябре, перед распадом выводка, еще не достигают размеров взрослых птиц.

Кормятся глухари осенью и зимой хвоей сосны (в основном), лиственницы, кедра и ели. В конце сентября птицы вылетают на старые осины и на лиственницы и охотно щиплют пожелтевший лист и увядшую хвою. Летом глухари поедают листья и соцветия, ягоды, семена; глухарята склевывают также различных насекомых, которые играют особо важную роль в первые недели их жизни.

Самой крупной и благородной птицей из всех птиц породы тетеревых считается глухарь. Он отличается своей неуклюжестью, тяжеловатостью и пугливостью, быстрой походкой и тяжелым и шумным полетом. Этой птице не под силу перелеты на большие расстояния. Леса Северной Азии и были средой обитания глухарей.

Но чрезмерная охота на них сделала свое дело и во многих регионах, в которых раньше глухарей было очень много сейчас можно не увидеть ни одного. Обосновались птицы в настоящее время в , а вот в Европе их сейчас все меньше, а в странах , Африки и Австралии, в местах, где раньше их было много, они вообще отсутствуют.

Глухарь величественная и красивая птица . В нем чувствуется сила и устойчивость. Описание глухаря имеет красивый окрас, чаще всего поднятый вверх клюв, пышный, напоминающий веер хвост заставляют непроизвольно любоваться этим зрелищем.

Некая неуклюжесть дополняет образ и придает ему какой-то шарм. При поисках пищи глухарь может очень быстро передвигаться. Когда он в полете отрывается от земли, слышен шум и громкое трепыхание его крыльев.

Летает глухарь тяжело и шумно. Без особой надобности он не преодолевает далекие дистанции и не поднимается слишком высоко. В основном полет его происходит на высоте половины среднего дерева. Но если случается необходимость и глухарю необходимо значительно переместится, то он поднимается для полета высоко над лесом.

Самца глухаря можно с легкостью отличить от самки благодаря окрасу оперения. У самцов преобладают серые, темно-синие и более богатые тона цвета, а для самки характерен рыжий, пестрый окрас оперения. Любоваться ими можно бесконечно, настолько они красивы и величественны.

Особенности и среда обитания глухаря

Птица леса предпочитает высокоствольные хвойные, а также смешанные . Реже можно их встретить в лиственных. Болотистая местность, полная разных лесных ягод – это одно из любимых мест обитания глухаря.

В основном глухари предпочитают вести оседлый образ жизни. Очень редко случаются сезонные перемещения из леса в долину и обратно, это бывает в основном в сильные морозы. Гнездо глухаря можно заметить сразу же под деревом, недалеко от дорог или тропинок.

Такая неосторожность часто приводит к гибели их выводка и даже самки от рук человека. Самка глухаря прекрасная и настоящая мать, если даже она чувствует для себя опасность, она никогда не оставит свое потомство, а погибнет вместе с ним. Были случаи, когда она шла навстречу опасности, прямо в руки врага, давая этим поступком возможность птенцам скрыться.

Характер и образ жизни глухаря

Глухарь очень осторожная, обладающая идеальным слухом и зрением, . Поэтому охотиться на него не очень просто. Может вести себя агрессивно, если рядом с собой увидит незнакомое животное. Были случаи, когда глухарь нападал на собаку.

Места сбора глухарей редко меняются. Как правило, на них первыми слетаются самцы, взбираются на ветки и начинают петь свои серенады для самок. Проходит некоторое время, самки присоединятся к ним. После начинается самое интересное – борьба за самок. Схватки бывают очень серьезными и жестокими, после них победитель получает право спаривания с самкой.

В основном эта птица предпочитает одиночество, большие скопления не для них. Утро и вечер – время их бодрствования. В дневное время они чаще всего отдыхают на деревьях.

В зимнее время года, когда на улице очень холодно, глухарь может спрятаться от мороза в снег и быть там пару дней. Птицы тетерев и глухарь очень похожи своим поведение и образом жизни, не зря же они относятся к одному большому семейству. Отличаются они только размерами и окрасом.

Самец глухаря с самками

Питание глухаря

Глухари большие любители хвойных шишек и веточек. Если рядом с ними нет этого лакомства, прекрасно в ход идут цветы, почки, листья, трава и различные семена. Птенцы, во время своего роста могут питаться насекомыми и пауками, для этого все семейство поселяется рядом с муравейником.

Взрослые глухари отдают предпочтение растительной пище. Зимой, когда вокруг все покрыто снегом эти птицы большую часть времени проводят на деревьях, питаясь при этом их ветками и корой.

Размножение и продолжительность жизни глухаря

Про птицу глухарь говорят, что они полигамны. Понятие об образовании пары для них на прочь отсутствуют. Весна – благоприятное время для брачного периода. Спаривание между самкой и самцом длится около месяца.

Гнездо глухаря с птенцами

После этого глухари занимаются подготовкой гнезд для своего будущего потомства. По поводу строительства гнезд эти птицы особо не заморачиваются. Гнездо глухаря представляет собой обычное небольшое углубление в земле, покрытое ветками или листками.

Среднее количество яиц – 8 штук, своим размером напоминающие среднее куриное яйцо. Высиживают самки их около месяца. Птенец может следовать за своей матерью, как только обсохнет после рождения.

Пуха новорожденных птенцов явно не достаточно для того, чтобы им было тепло и комфортно, поэтому этим вопросом занимается заботливая мама, которая готова отдать птенцам все свое тепло.

Месяца достаточно для быстрого роста и развития птенцов. По истечении этого времени они перебираются из гнезда на деревья и начинают свою самостоятельную жизнь.

Почти 80% яиц погибает из-за сильных морозов или от хищников, в виде лисы, куницы или горностая. 40-50% вылупившихся птенцов постигает подобная участь. Средняя продолжительность жизни глухаря в его нормальной среде обитания 12 лет.

Почему птицу назвали глухарь

Интересным фактом является то, что глухарь во время своего токования временно теряет свой слух, от этого и произошло их название. Как происходит такое, что довольно осторожная всегда птица теряет слух, а соответственно и бдительность?

Мнения по этому поводу расходятся. Одни утверждают, что во время пения своих серенад глухарь сильно задействует свою верхнюю и нижнюю часть клюва. Пение до такой степени завлекает птицу, что он временно забывает обо всем, и об опасности в том числе.

Другие говорят, что у возбужденного глухаря приливает кровь к голове, происходит набухание кровеносных сосудов и перекрытие слуховых каналов. Такая версия возникла в результате того, что все видят, как у поющего, возбужденного глухаря опухает верхняя часть головы.

Есть версии, что глухарь во время токования глохнет от нервного перевозбуждения. Купить птицу глухарь оказывается не очень просто. Их практически невозможно приручить и сделать домашними. В неволе он очень плохо размножается.