Зимние птички. Как называются птицы, которые остаются на зиму в наших краях? Почему перелетные птицы улетают в теплые края, где они зимуют, почему возвращаются обратно

Зимние птички. Как называются птицы, которые остаются на зиму в наших краях? Почему перелетные птицы улетают в теплые края, где они зимуют, почему возвращаются обратно

Птицы считаются теплокровными существами. Они с легкостью могут выжить даже в самые сильные морозы, но из-за того, что зимой достаточно тяжело добыть пищу, им приходится улетать в более теплые края.
В основном перелетные птицы обитают у полей и водоемов, но некоторые все же живут в населенных пунктах и лесах. Перелетные птицы, как правило, питаются насекомыми и мясом животных.

На какие виды делятся птицы

Птиц разделяют на 4 вида: оседлые, полуоседные , кочующие и перелетные. Каждый вид по своему особенен , имеет свою систему питания и существования.

  1. Оседлые. Птицы данного вида обитают в одной определенной местности. Они способны находиться в своем гнезде на протяжении всего года. К таким птицам относятся: поползни, филин, белая сова, сыч.
  2. Полуоседлые . Такой вид птиц обитают в гнезде на протяжении всего года. Только после появления птенцов , они вылетают из гнезда на поиски добычи. К ним относятся: вороны, сороки, рябчик, глухарь тетерев, овсянка.
  3. Кочующие. У этих птиц нет постоянного дома, они перелетают из одного места в другое в поисках еды. К кочующим птицам относятся: чиж, снегирь, дятел.
  4. Перелетные. Именно эти птицы собираются в стаи и улетают в более теплые края. В этому виду относятся: гагары, аисты, гуси, журавли.

Чем питаются зимующие птицы

В населенных пунктах остается зимовать огромное множество птиц такие, как голуби, вороны, воробьи, сороки, синицы и многие другие. Каждые из них питаются по своему, особенно в зимнее время.

  • Воробьи питаются в основном семенам, в редких случаях насекомыми.
  • Вороны являются всеядными существами.
  • Сизые голуби семенами некоторых растений или же зернами.
  • Снегири добывают семена, как правило, из ягод, оставшуюся мякоть выбрасывают в сторону.

На самом деле птицам в зимнее время года приходится особенно тяжко, добывать пищу с каждым годом становиться все сложнее. Именно поэтому человек имеет возможность помочь маленькому существу. Если вы хотите покормить птиц самостоятельно, то вам следует знать, какую пищу вы сможете преподнести им:

  • фрукты;
  • белый хлеб;
  • сухофрукты;
  • орехи и шишки;
  • и конечно же, различные зерна.


Следует понимать, что человек может внести неоценимый вклад в жизнь ряда птиц. Возможно, принеся маленьким существам немного еды, мы сможем спасти их от голода.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник — беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник — дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда — Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг — изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник – внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда — оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг — оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница — оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник — беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник — заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда — рисование «Моя любимая птичка».

Пятница — чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельник оформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации «Покормите птиц зимой», « Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц» .

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6 ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Поползень, лесной – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели.
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог.
Налетело семь сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку.

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Рис. 6. Модель кормушки.

Воспитатель. Посчитайте, сколько прилетело на нашу кормушку поползней, синиц, воробьёв, голубей, сорок? Ответьте на вопросы:
1. Какие птицы прилетали первыми на кормушку?
2. В какой день недели прилетали вороны?
3. Сколько ворон прилетало?
4. Чем лакомился голубь на кормушке?
5. Чем угощались сороки?
6. Сколько было сорок на кормушке?
Молодцы, и с этим заданием справились!

Воспитатель. Раз сегодня Синичкин праздник, то надо именинницам приготовить угощение. А какое главное угощение на праздничном столе?

Дети предлагают различные варианты ответов.

Фото 3. Угощение для птиц.

Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.

Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача — все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.

Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.

Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой — он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Коржи готовы. Теперь их нужно поместить на некоторое время в холодильник, чтобы они застыли. А пока мы отдохнём, викторину проведём и споём!

Проводится викторина «Что мы знаем о птицах».

Взрослый задает вопросы, дети отвечают. Выигрывает участник, давший большее количество правильных ответов.

Вопросы к викторине:

1. Какая птица на земле самая большая?

2. Какая птица самая маленькая на земле?

3. Какие птицы не умеют летать?

4. Какие птицы устраивают танцы на болотах?

5. Птенцы, какой птицы не знают своей мамы?

6. Какую птицу называют «лесным доктором»?

7. Какую птицу называют «лесным санитаром»?

Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Свиристель – тюр –тюр – тюр.

Воспитатель. Коржи готовы, теперь, давайте соорудим торт из трёх слоёв и празднично его украсим сухофруктами и цукатами.

Дети вынимают замерзшие коржи, складывают их один на другой по принципу пирамиды и украшают их.

Фото 4. Торт для птиц.

Воспитатель. Вот и готов наш торт. Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц доживает до весны только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим друзьям. А вот и синичка прилетела.

Синица (заранее подготовленный ребенок).

Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек.

Ю. Синицын

Воспитатель. Ребята, вот вам семейное задание. Повесьте кормушки у себя во дворе и подкармливайте птиц зимой. А сейчас, когда вы все оденетесь, мы пойдём на улицу и повесим кормушки на участке. Когда будете в них насыпать корм, то приговаривайте: «Птичка, птичка, вот тебе крошки с моей ладошки». В заключение нашей с встречи, я хочу подарить каждому участнику буклеты «Что любят птицы» и «Как кормить птиц». Передайте их друзьям, знакомым, соседям. Как только вы начнете регулярно подкармливать птиц, они станут вашими постоянными гостями!

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

С наступлением осени мы видим в небе большие стаи птиц которые улетают в теплые края на зимовку. Про это есть много историй, книг, мультфильмов и сказок. Так как разновидностей множество то есть и те которые живут в одном месте круглогодично, даже в зимнее время. Такие птицы, называются еще неперелетные птицы. Есть и вообще совсем необычные птицы, которые наоборот в зимнее время к нам прилетают и могут вывести потомство зимой! Это поистине очень интересно и удивительно. Давайте же разберемся почему разные птицы так поступают и от чего это зависит.

Зимующие птицы России : классификации , представители

Какие птицы остаются зимовать в России? Остаются примерно 70 разновидностей птиц. Уточним еще раз. Зимующие птицы считаются те, которые в холодное зимнее время остаются в родных краях. Следовательно они умеют здесь выживать и находить пропитание. Ведь птица не замерзнет только если будет сыта. Поэтому те виды, которые питаются исключительно насекомыми улетают. А остаются те, кто может питаться ягодами, семенами, крошками или хищники.

По этому птиц разделили условно на несколько групп по типу питания :

  • растительноядные
  • всеядные
  • хищники

А также по месту проживания зимой выделили такие группы :

  • живут в городе
  • живут в лесу
  • живут в поле

Ловушка для птиц используется для их поимки и проживания дома. Некоторые виды очень легко приживаются дома,некоторые в неволе просто погибают. Поэтому ловушка для птиц иногда бесполезна и лучше выпускать сразу некоторые виды птичек, а не мучить их. В следующем блоке рассмотрим подробно конкретные разновидности зимних птиц. Вот наиболее распространенные:

Снегири, Клесты, Сойки, Вороны, Голуби, Свиристели, Кедровки, Щеглы, Московки, Воробьи, Чижи, Корольки желтоголовые, Дятлы, Синицы, Поползни, Щуры, Сороки, Филины, Совы и т.д.

Список зимних птиц

Как мы говорили выше, в России много видов зимних птиц, мы с вами рассмотрим наиболее встречающиеся и известные, относящиеся для сравнения к разным группам и местам обитания.

Снегири

Семейство вьюрковых.

Несомненно самый яркий и популярный представитель зимующих птиц. Его узнают и знают даже самые маленькие детки за его характерную ярко красную грудку и он не нуждается в особенном описании. Кстати не все знают, что у самочек грудка обычная серая. Красная яркая только у самцов. По размеру снегири примерно как воробей.

Круглый год они живут в лесах вместе небольшими стайками. В смешанных или хвойных лесах, кормятся там семенами и ягодами, почками с деревьев.

Видим мы его только зимой, ведь только в это время года он готов покинуть свою естественную среду обитания, чтобы прокормиться на кормушках в городе. Любимые их ягоды зимой это конечно рябина, поэтому у кого она растет во дворах точно смогут зимой наблюдать за этими яркими красивыми птичками.

При желании можно достаточно легко поймать снегиря и приучить жить дома в клетке. Снегири очень уж любят покушать, с удовольствием съедают все лакомства семечек и ягод какие им предложат. Они отлично одомашниваются и даже готовы в скором времени напевать свои песенки хозяевам. Единственное, что опасно это их легко раскормить и навредить тем самым здоровью.

Хоть эта птица и зимняя но все же если морозы сильнее 50 градусов они пережить не могут. Поэтому снегири которые живут в хвойных лесах на севере страны на зиму все же перелетают. Правда не на юг, просто чуть ближе и теплее и получается что перелет на зиму как раз таки нам в Россию. Вот мы и узнали какие птицы прилетают зимой?

Воробьи

Семейство вьюрковых.

Эти маленькие серо коричневые птички отлично живут в городах и круглый год у нас перед глазами. Имеют очень большую численность относятся как раз к городским зимующим птицам. Во всем мире их насчитывают около одного миллиарда! Согласитесь внушительная цифра, поэтому воробьи известны во многих странах и континентах.

Эти миниатюрные не примечательные своим окрасом птички очень необычны на самом деле. Например их шеи насчитывают позвонков в 2 раза больше чем у жирафа. Звучит немного неправдоподобно т.к. шеи у воробьев коротенькие а не длинные, но весь секрет в том, что их позвонки плоские и поэтому умещается такое количество в такую маленькую короткую шейку.

Еще эти птицы очень верные. Выбирают себе пару на всю жизнь. Сойтись с другой птичкой могут только если случилась гибель своего партнера. Вот такие дела.

Воробьи очень дружные. В поисках пропитания летают группами и если один воробей нашел еду, то сразу зовет остальных. Ночью чтобы согреться садятся все вместе очень плотно друг к другу, периодически меняются местами тем самым греются друг о друга по очереди.

Еще воробьи очень полезны для полей так как питаются различными насекомыми вредителями. Но этот момент в свое время не учли в КНР и по сколько воробьи также питаются зернами, то решили истребить воробьев на своих зерновых полях, чтобы оставалось больше урожая. Ученые выяснили,что воробей может быть в полете максимум 15 минут и пугая шумом не давали им приземляться на поля в итоге смогли истребить несколько миллионов птиц. Но радость их была не долгой, резко развелось очень много вредителей насекомых и пришлось срочно искусственно завозить воробьев, чтобы вообще спасти урожай.

Так что воробей имеет большое значение в пищевой цепи.

Клесты

Семейство вьюрковых.

Полностью лесные жители, в населенные пункты и города не прилетают. Пропитание добывают исключительно в лесу и даже в зимний лютые мороз до 30 градусов умудряются развести и выкормить свое потомство. Выводят правда они птенцов в любое время года, главное чтобы самке было достаточно еды, остальное не так важно. Хорошо утепляют свои гнезда шерстью различных животных и мхом.

Самцы имеют яркое краснокоричневое оперение грудки и головы, самки же более неприметны, только легкий окрас грудки желтоватого цвета, а все тело серое.

Особи достигают размера около 20 см в длину, вес около 50 грамм. Имеют изогнутый тонкий клюв немного крючком за счет него и добывают себе пропитание, достают семена из шишек. Выносливы могут летать на дальние расстояния в поисках еды.

Клестов в лесу часто узнают по их незабываемому пению даже в 50 градусный мороз.

Поползни

Семейство поползневых.

Поползни так называются за умение быстро передвигаться по стволам деревьев. Что интересно могут это делать вниз головой. В этом им помогает острые длинные когти. Проживают абсолютно в разных лесах России: в хвойных, в лиственных, в смешанных.

Зимой предпочитают жить и прятаться в дуплах деревьев, там же выводят потомство. Если дупло слишком большое об этом они заботятся заранее и в теплое время года смазывают края глиной. Питаются личинками в коре деревьев для этого им служат тонкий острый клюв. Клювом они проверяют каждую щелочку в коре дерева, чтобы найти себе пропитание. Излишки добытой еды всегда прячем про запас под кору деревьев маскируя ее.

Не чуждаются и населенной местности например больших парков. Так как сами дупло они выдолбить не могут то с удовольствием живут в скворечниках построенных людьми. В естественной среди ищут готовые естественные дупла или заброшенные например от дятла.

Чижи

Семейство вьюрковых.

Тоже птица которая на слуху за счет всеми известной песни “чижик пыжик”. Но в городах вы чижей не увидите. Тем не менее это очень общительные и доверчивые птицы. Легко попадаются в ловушки и становятся домашними, даже размножаются легко в неволе. В естественной среде они живут в хвойных лесах, питаются семенами и насекомыми.

Делают свои гнезда в корнях деревьев, пару находят только для потомства и все.

Корольки желтоголовые

Очень миниатюрные птички немного больше по размеру чем стрекоза, поэтому их практически невозможно увидеть. Зато поют очень запоминающееся и мелодично причем круглый год, а не только в период брачных игр. Гнезда строят очень маленькие, птенчики там сидят плотно прижавшись друг к друг, повыше в ветвях деревьев из мха, пуха, травинок, паутины.

На голове имеют хохолок желтоватого цвета — отсюда и характерное название.

В неволе чаще всего не приживаются, перестают кушать и все.

Синицы

Еще одни яркие представители зимующих птиц всем известные птички размером примерно с воробья имеющие характерное ярко желтое брюшко.

Синицам нужно очень много корма. Могут в сутки съесть до 500 жуков или личинок! Поэтому зимой с удовольствием подбираются ближе к городам и людским жилищам, чтобы легче было прокормиться. Едят разнообразную пищу: семена, сало, орехи, различные сухофрукты, крошки.

Совы

За счет своего густого и плотного оперения хорошо переносят зиму. Как известно они ночные птицы хищники. Имеют отличное зрение в темное время суток и очень тихий полет. Основном источник пропитания это мелкие грызуны.

Большая крупная птица, может весить до 3 х килограмм и рост средний примерно 70 см. Обитают в лесах.

Рассмотрели с Вами некоторых ярких представителей пернатых которые остаются на зимовку в России. Вот такая она зимняя жизнь птиц. Также есть еще много чудесных представителей птиц, причем в разных областях разные виды. Например зимующие птицы Кузбасса — это помимо прочих тетерев, глухарь и сойка. В других областях другие виды. Вот некоторые из них: свиристели, кедровки, щеглы, московки, сороки, сойки, дятлы, голуби, щуры, вороны, филины и т д

Разнообразие видов птиц поражает и радует. Зимние виды птиц этому только подтверждение, как разнообразна наша природа России.

Ниже для Вас подготовили большую подборку фото и видео зимних птиц России.

Вконтакте

В холодное время года многим птицам важно прокормиться. Но за окном много снега, и птицы не могут отыскать пищу в сугробах. Чтобы не погибнуть, пернатые улетают в тёплые края.

Зимующие и перелётные птицы: краткий конспект детям

Грач. Род вороны. На севере это перелётная птица, в южных странах – оседлая. Гнездятся грачи большими колониями. В крупных населённых пунктах грач – обычная зимующая птица.

Аист. Одна из самых известных детям перелётных птиц. Предпочитает избегать людей, живёт в лесной зоне Евразии.

Соловей. Обитает в долинах рек, в кустарниковых зарослях, очень маленькая перелётная птица, улетает на зимовку в Африку.

Воробей. Эта подвижная маленькая птичка остаётся зимовать с человеком. Воробушек очень любит хлебные крошки, но относится с осторожностью к людям, которые его подкармливают.

Синичка. Это кочующая птичка. Зависимо от сезона она может зимовать или перемещаться с места на место в поисках пищи.

Сорока. Оседлая птичка из вороновых, часто обитает близ человека.

Перелётные и зимующие птицы: картинки

Задания малышу

Найди на картинке перелётных птиц, и обведи их.

Прочитай названия пернатых. Какие из них зимуют в твоём городе?


Покажи, как сидят нахохлившиеся в мороз птички.

Птицы перелётные и зимующие: презентация




  1. Грачи любят следовать большими стаями за трактором, пашущим землю.
  2. Сорока – единственная птица (и не млекопитающее), способная узнать себя в зеркале. Для сравнения попугай не узнаёт себя в зеркале, а принимает собственное отражение за другого попугая.
  3. Перелётная птица розовая чайка, которая обитает в Гренландии и на северо-востоке Сибири, не улетает на Юг при наступлении морозов, а летит на Север. Это объясняется тем, что берег Ледовитого океана не покрывается льдом полностью, и розовые чайки могут там перезимовать, питаясь рачками и рыбой.
  4. Существуют голуби, которые не умеют летать. Эта порода называется салонный роллер.
  5. Ворон и ворона – это совершенно разные птицы, а не самец и самка. Ворон длиннее вороны примерно на 10 см.
  6. Некоторые аисты во время перелёта периодически засыпают. Уставшая птица перемещается в центр ключа, закрывает глаза и дремлет примерно 10 минут. В это время удержать высоту и направление полёта аисту помогает острый слух. Чёрный стриж тоже может засыпать во время полёта.
  7. У птиц нет потовых желёз, а температура пернатого на 8 градусов выше, чем у человека. Три четверти вдыхаемого птицами воздуха уходит на охлаждение тела. Зато зимой некоторые пернатые не мёрзнут, как человек.
  8. Пернатые летят клиньями, чтобы каждая особь смогла сохранять свою энергию. Каждый пернатый летит за соседом, попадая в воздушный поток, создаваемым крыльями предыдущей особи. Вожаку в этом случае тяжелее всего – это самая выносливая особь, летящая впереди всей стаи.
  9. Стрижи и голуби могут набрать скорость около 300 км/ч, чайки способны ускоряться примерно до 160 км/ч.
  10. Кондор – самая большая птица их тех, которые умеют летать. Он весит около 15 кг, а размах его крыльев – до трёх метров.

Оксана Рябченко
«Зимующие птицы». Открытое логопедическое занятие для детей старшей логогруппы

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ .

Цель : Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются ; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время .

Коррекционно - образовательные :

1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц , их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно - развивающие задачи :

1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

2. согласовывать существительные в творительном падеже,

3. образовывать сложные прилагательные,

4. формировать фразовую речь;

5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой

6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;

7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

Коррекционно - воспитательные :

1. воспитывать бережное отношение к птицам ,

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях ,

3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц .

Методы и приемы : объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах , показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь : зимующие птицы , воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, свиристель, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.

Оборудование : презентация "Зимующие птицы ", предметные картинки зимующих птиц ; конверты с разрезными картинками птиц ; шапочки-маски зимующих птиц , угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, поднос.

Логопед : - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) А назовите мне признаки зимы.

Д/И "Подумай и ответь" (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке, море; люди одеваются в теплую зимнюю одежду)

Логопед : - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в сказочный зимний лес.

Логопед : - На чем мы можем туда отправиться? (на лыжах, санках, пешком) .

Упражнение "Метель".

Дети выполняют движения соответственно тексту :

Логопед : - Ух, ты, зимушка-зима , закружила, замела (дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускаются)

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти (дети идут, высоко поднимая колени) .

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали (дети идут быстрым шагом друг за другом) .

Вот мы и прибежали в лес. А в лесу холодно. Давайте с вами погреемся.

А в лесу мороз и ветер,

А в лесу гуляют дети.

Ручки, ручки согревают,

Ручки, ручки потирают.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы попляшем. Пощипывание щек

Постукивающие движения пальцами

Потереть ладошки друг о друга и произнести звук [у], [с]

Указательными пальцами массировать крылья носа.

Зигзагообразные движения от середины лба к вискам

Логопед : - Ребята, послушайте. Кто-то стучит по дереву (презентация : дятел стучит по дереву, появляются картинки. Дети отгадывают по картинкам, что написано в письме)

Sos! Sos! Sos! Спасите! На помощь! Погибаем!

Логопед : - Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи? Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

Д/и "Сложи птичку". (Работа с разрезной картинкой)

(Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц .)

Логопед : - Кто получился у вас на картинках? (воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел)

Ребята, одним словом, кто получился? (птицы )

Какие это птицы ? (зимующие )

Почему мы их называем зимующими птицами ? (Птицы , которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими ).

Логопед : - Ребята, посмотрите. К нам прилетели зимующие птицы . Давайте с ними поиграем.

Зрительная гимнастика "Птички"

Птички вправо полетели,

Птички влево полетели

Птички вверх полетели и на веточку сели.

Птички поседели и вниз полетели. дети вправо посмотрели,

дети влево посмотрели

Дети смотрят вверх

Дети смотрят вниз.

Логопед : - Ребята, а сейчас подул сильный ветер и наши птички улетели.

Упражнение на дыхание "Ветерок" (дети дуют на птичек)

Логопед : - Ребята, синица, воробей ворона, дятел, сорока, голуби - это все зимующие птицы . Но есть еще птицы , о которых вы не знаете. Я сегодня вам о них расскажу.

Чтобы помочь нашим зимующим птицам , мы должны с вами узнать : где обитают зимующие птицы , как выглядят, чем питаются. Поможем этим птицам ?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ зимующих птиц .

Ребята, посмотрите внимательно на экран?

Голубь. - Как называется эта зимующая птица ? (голубь) . Чем покрыто тело всех птиц ? (перьями) . Какого цвета перья голубя? (серовато-сизого) . Чем питается голубь? (крошками, зернами, корками хлеба, остатками пищи) .

Воробей. - Ребята, а это какая зимующая птица ? (воробей) . Какого цвета перья у воробья? (коричневато-бурого цвета сверху и белого снизу ) . Чем питаются эти птицы ? (крошками от хлеба, зернами, ягодами, остатками пищи) .

Ворона. - Ребята, а как называется эта зимующая птица ? (ворона) . Какого цвета оперенье у этих птиц ? (туловище пепельно-серое, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные). Из чего делают свои гнезда птицы ? (из веточек, соломы, палочек, перьев) . Чем питаются вороны? (остатками пищи, корками хлеба, кусочками мяса) .

Сорока. - Ребята, а кто догадался, а это какая зимующая птица ? (сорока) . Почему сороку называют "сорокой - белобокой"? (потому что у сороки брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые). А сороки, ребята, хорошо летают? (сороки не очень хорошо летают, предпочитают перепрыгивать с места на место). Чем питаются сороки? (зернами, семенами, корками, остатками пищи)

Снегирь. - А это какая зимующая птица ? (снегирь) . Какого цвета у снегиря грудка? (красного) . А если у снегиря красная грудка, то, как мы его назовем? Снегирь (какой) - красногрудый. Когда появляются у снегирей птенцы? (весной) Чем питаются снегири? (семенами, ягодами, почками растений) .

Физминутка :

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари

Это красные фонарики

Засветили снегири.

Чистят перышки пунцовые,

Воду пьют из родника.

Переливы бубенцовые

Нам слышны издалека! Пощипывают щеки

Показывают "фонарики"

Взмахи руками

"Чистят перышки"

"Пьют воду"

Хлопают в ладоши

Синица. - Ребята, скажите, как называется эта зимующая птица ? (синица) Какого цвета у неё перья? (окрас серо-коричневый, белые щечки по бокам головы, желтая грудка) . Если у синицы желтая грудка, то, как мы её назовем? (желтогрудой) . Чем питаются синицы? (зернами, семенами, ягодами, семечками, салом, мясом) .

Дятел пестрый. - А это какая зимующая птица ? (дятел) . Почему дятла называют "доктором леса"? (дятел поедает насекомых, различных вредителей, которые живут в коре деревьев). А что у дятла на голове? (красная шапочка) . Чем питаются дятлы? (семенами еловых и сосновых шишек, достают личинки насекомых из-под коры.

Логопед : - Ой, ребята, посмотрите, какое чудо произошло.

Д/и "Один - много".

Была одна синичка, а стало много синичек.

Один воробей - много воробьёв

Одна ворона - много ворон

Одна сорока - много сорок

Одна синица - много синиц

Один снегирь - много снегирей

Один воробышек - много воробышков

Один голубь - много голубей

Логопед : - Ребята, а сейчас я вам расскажу о других зимующих птицах (рассказ логопеда ) .

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово "свиристеть" на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Свиристели обитают в смешанных лесах. В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветками. Здесь самочка будет терпеливо высиживать будущих птенцов, а самец бережно кормить их. Питаются эти птицы плодами рябины , шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников .

Клест - крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста - клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена , доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда "под рукой" запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах.

Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

Ребята, а хотите я вас сейчас превращу в зимующих птиц ? Для этого нужно произнести волшебные слова :

Раз, два, три - повернись и в зимующих птиц превратись !

Сказка "Самый красивый наряд". Инсценировка сказки детьми.

Ворон : (смотрится в зеркало) . Скучный у меня наряд, да к тому же быстро пачкается. То ли дело другие птицы : у снегиря грудка красная, у павлина хвост красивый, а попугай так и вовсе весь цветной ходит. Полечу - кА я к сове, пусть она что-нибудь придумает.

Сова : - Нитки да краски - вот мои друзья.

Прилетайте птицы

Всех раскрашу я.

Прилетает синичка. Синичка : - Здравствуйте, уважаемая сова!

Сова : - Здравствуйте, синичка!

Синичка : - Мне зимой так холодно было, так хотелось скорее увидеть солнышко. Сделай так, чтобы мой наряд всегда напоминал мне о нем!

Сова : - Где моя желтая краска? Ну-ка давай свою грудку. Сейчас я выкрашу её в желтый цвет, и она всегда будет напоминать тебе о солнышке!

Синичка : - Спасибо, уважаемая сова. До свидания!

Прилетел воробей. Воробей : - Здравствуйте, уважаемая сова.

Сова : - Здравствуйте, воробей.

Воробей : - Сегодня будет большой концерт, и я буду выступать в хоре : - Чик-чирик!

Прошу Вас очень мне помочь, костюм особый мне нужен. Но только несильно яркий и пестрый.

Сова : - Я думаю, вам подойдет коричневый костюм.

Воробей : - Я за работу вас хвалю

И от души благодарю!

Прилетел дятел. Дятел : - Добрый день вам говорю!

Сова : - Проходите, друг, прошу!

Дятел : - Я дятел много лет живу,

Везде стучу и лес лечу!

Чтоб санитара знали все -

Прошу вас, помогите мне!

Сова : - Яркая краска у меня есть для тебя,

Красная шапочка будет твоя!

Дятел : - За старанье и за добро

Ворон : - Здравствуйте, госпожа сова!

Сова : - Здравствуй, ворон!

Ворон : - Выкрасите мной наряд в самый красивый цвет. Хочу всех поразить своей красотой!

Сова : - Хорошо!

Хочешь голубое платье, как у цапли? - Нет!

Хочешь красную шапочку, как у дятла?

Нет! Выбери для меня цвет совсем невиданный, какого ни у одной птицы не было .

Автор : - Оставил ворон сове свое белое оперенье, а сам улетел. Долго выбирала сова невиданный цвет и, в конце - концов, выкрасила перья ворона в черный - пречерный цвет, чернее тучи. Прилетел ворон, надел новое платье, посмотрел в зеркало, да и ахнул.

Ворон : - Ах, какой красивый цвет! Мне очень нравиться! Спасибо тебе, сова! Теперь у меня самый красивый наряд.

Логопед : - Ребята, вам понравилась сказка? Как называется эта сказка? ("Самый красивый наряд") . Каких зимующих птиц вы запомнили ? (ворон, сова, синица, дятел, воробей) . Чем закончилась сказка? (сова выкрасила перья ворона в черный цвет. Ворону понравился наряд) .

Логопед : - Ребята, а как человек зимой помогает птицам ? (строит кормушки, подкармливает птиц )

Логопед : - Ребята, посмотрите, какую кормушку сделали ваши родители! Давайте пригласим сюда зимующих птиц .

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть клестов и голубей

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек. Сжимать и разжимать кулачки

Загибать по одному пальчику

Ритмично сжимать и разжимать кулачки

Логопед : - Ребята, а теперь давайте угостим наших зимующих птиц .

Посмотрите на этот поднос. Что вы видите на нем? (хлеб, сало, семена, рябина, семечки, зерна) . А теперь давайте накормим наших птиц .

Пальчиковый театр "Чем угостишь зимующих птиц ?" (дети надевают на пальцы птиц и выбирают еду )

Логопед : - Ребята, а теперь расскажите, в каких зимующих птиц вы превратились , и какую еду вы себе выбрали.

- Я, воробей : чик-чирик. Я люблю есть зерна.

- Я, сорока : стр-стр. Я люблю есть крошки хлеба.

- Я, голубь : гул-гул. Я люблю есть семечки.

Логопед : - Ребята, какие вы молодцы. Всех накормили зимующих птиц . Мы эту кормушку повесим на дерево, и к нам прилетят настоящие зимующие птицы .

III Итог занятия .

Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в зимнем лесу)

О ком мы беседовали? зимующих птицах ) .

Каких новых зимующих птиц вы запомнили ? (клест, свиристель) .

Логопед : - Ребята, зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах : строить кормушки, подкармливать птиц .

Логопед : - Ну вот, и все. Наше путешествие в зимний лес закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной волшебные слова : - Раз, два, три повернись и в детский сад возвратись!