Как выглядит кочевник из тибета. Туда, где кончается радуга

Как выглядит кочевник из тибета. Туда, где кончается радуга

Почитаешь про тибетских кочевников - и удивляешься: в наше время кто-то ведёт такой вот образ жизни. Живут они в необычайно трудных природных условиях: во-первых, на высотах 4-5 тысяч метров, где, как известно, уровень кислорода значительно ниже; во-вторых, на таких высотах повышенный уровень солнечной радиации, что для обычных людей чревато сухостью кожи и заболеваниями глаз; ну и наконец, очень низкие температуры (зимой до -40) плюс пронизывающий ветер. Генетически на протяжении сотен лет организм тибетцев-кочевников приспособился к таким вот условиям.


Живут кочевники в тентах, сделанных из шкур яка или из его сваленной шерсти. Обитает внутри такого тента несколько поколений и семей. В тенте имеется очаг для приготовления еды (дымоходом служит отверстие вверху тента), алтарь для молитв и немного незамысловатой кухонной утвари. Никаких тебе столов, стульев, кроватей или другой мебели, не говоря уже про телевизор.


Жизнь кочевников напрямую зависит от животных, которых они держат. Делят они их на "чёрных" - это яки, и "белых" - это овцы и козы. Показателем зажиточности всегда было количество "чёрных", богатые семьи могли иметь до 1000 голов яка. Средняя семья обычно имеет 70 голов яка и 200 овец или коз.
Як -это жизнь для кочевника. Он обеспечивает материал для строительства тента, шерсть для изготовления одежды, высушенные ячьи лепёшки служат топливом, молоко, из которого готовят также йогурт, сыр и масло (кстати, для тибетца "молоко яка" звучит также, как для нас например "молоко козла", ведь для них як - это он, а её называют дри) - это основная диета кочевника, а высушенного мяса яка хватает на долгие месяцы кочевой жизни.


Надо сказать, что еда у кочевников не отличается разнообразием. Помимо уже вышеупомянутых молочных продуктов и мяса яка, кочевники каждый день готовят так называемую тсампу - это обжаренная ячменная мука, и пьют несколько кружек особого чая, приготовляемого с молоком, солью и маслом.


Живут кочевники семьями, причём не редки семьи, где женщина имеет несколько мужей, обычно братьев. Рождённые в таком браке дети считаются детьми старшего брата. Встречается также многожёнство, или например, сын может делить жену с отцом (или отец с сыном, если это не его мать, а мачеха). Всё это считается нормальным в среде кочевников. Вообще-то официально такие браки запрещены законом, но кто там следит за законом на таких высотах и в местах, где нет никаких официальных представителей власти. Так что такие браки до сих пор практикуются.

В последние годы перед востоковедением встал вопрос об исторической роли кочевых племен Центральной Азии и южнорусских степей и их влиянии на древние очаги культуры Средиземноморья и Дальнего Востока.

Великие кочевые империи, некогда занимавшие огромные географические пространства, остаются и поныне почти неисследованными. Исторические хроники и литературные документы их соседей изобилуют сведениями о пограничных кочевых племенах, их истории, обычаях и свидетельствуют о потрясающем воздействии, произведенном грандиозными по размаху событиями, разыгрывавшимися на обширных пространствах Внутренней Азии.

Единственными памятниками их передвижений являются многочисленные группы могильных холмов, покрывающие бескрайние русско-азиатские степи. Большинство этих погребений еще ждет своих исследователей.

Огромный интерес, вызванный замечательной, уникальной стилизацией, характерной для искусства кочевников, а также широкое распространение этого стиля среди разнообразных племенных групп Внутренней Азии и его громадное влияние на искусство соседних культур поставили на очередь вопрос о культурной роли кочевников. Кочевниковедению — этой новой отрасли восточной археологии — надлежит в будущем восстановить картину кочевого мира, этого звена между культурами Древнего Китая, Индии и бассейна Средиземного моря.

Широкий пояс курганных погребений, оставленных кочевыми племенами, простирающийся от Венгерской равнины до Западного Китая, изучен только частично. Археология центральноазиатских кочевий пребывает в младенчестве. Большинство центральноазиатских экспедиций ограничивалось обследованием «городских» культур, располагавшихся вдоль великих караванных путей, связывавших Древний Китай со странами Ближнего Востока.

Бесчисленные курганы южной России давно уже привлекали внимание исследователей. Русские ученые были первыми на этом захватывающем поприще исторической науки, им же принадлежит приоритет и в других областях археологии Внутренней Азии.

Отдельные археологические исследования производились также в степях к северу от Каспия и Аральского моря, в районе Семиречья, на Русском Алтае [раскопки академика В.В. Радлова у деревни Катанда (См.: А. Захаров. Древности Катанды — Алтай, с. 37-57, труды Королевского антропологического института, т. LV, январь—июнь 1925) и совсем недавние работы профессора Руденко], в Минусинских степях (бассейн Енисея), в Забайкалье (раскопки д-ра Талько-Грынцевича), и, наконец, богатые находки хуннских погребений были сделаны экспедицией генерала П.К. Козлова в горах Ноин-Ула в Северной Монголии. Остаются неисследованными многочисленные погребения, разбросанные по травянистым отрогам горных хребтов Тарбагатая и Джаира, по северным отрогам Тянь-Шаня, Джунгарским степям, Монгольскому Алтаю, пустынным хребтам Карлык-тага и их гобийскому продолжению, скалистому хребту Коко-тюмюртейин-ула, по Урянхайским горам, Западной Монголии (горная система Хангая) и в почти неисследованной долине реки Керулен в Восточной Монголии. Через всю Центральную Азию тянется пояс степных и горных пастбищ — колыбели могущественных кочевнических союзов. До недавнего времени считалось, что южная граница пояса курганных погребений проходит вдоль Тянь-Шаня и нескольких параллельных хребтов Монгольского Алтая, проникая далеко в глубь пустыни Гоби.

За последние годы южная граница кочевнических могильников значительно отодвинулась к югу и юго-востоку. Успешные исследования д-ра Дж.Г. Андерсона открыли богатую кочевую культуру в районе Ордоса (Южная Монголия), в восточной части Ганьсу и на китайско-тибетском пограничье.

В 1925-1928 гг. Центральноазиатской экспедиции академика Н.К. Рериха, производившей обследование кочевых погребений в Китайском Туркестане, на Алтае, в Западной Монголии и Тибете, удалось обнаружить следы «звериного» стиля у кочевых племен Северного и Центрального Тибета и тем самым продвинуть южную границу его распространения значительно на юг, к северным склонам Трансгималаев. Пустынные нагорья Тибета неожиданно оказались богаты остатками древней кочевой культуры, сохранившейся и в быту современных тибетских кочевников. Находки нескольких «звериных» мотивов, хорошо известных из скифо-сибирских курганов, еще раз подчеркнули древнюю связь, когда-то существовавшую между Тибетом и богатым кочевым миром Внутренней Азии и которая многократно упоминается в исторических хрониках Китая.

Периферийные области Южного и Восточного Тибета, с их глубокими и узкими речными долинами, граничат на севере и северо-востоке с высокими травянистыми нагорьями, на которых веками обитали кочевые племена. Этот пояс травянистой степи на средней высоте в 13 000-15 000 футов обычно называется туземными тибетскими географами термином «док», что означает пастбище, или невозделанная земля на большой высоте, не пригодная для земледелия. Отсюда слово «док-па» — кочевник, скотовод. Этот высокогорный пояс лугов скудно населен несколькими кочевыми племенами — нья-ронг-ва, ч"ангпа (северяне), хорами, панагами и голоками, последние из которых не представляют этнически однородной группы, а сложились из недовольных, бежавших из областей, подвластных Китаю и правительству Далай-ламы. Все эти племена сохранили примитивную кочевую культуру и архаичные формы тибетской речи, детальное изучение которых прольет свет на фонетический строй древнетибетского языка.

Современная наука придерживается мнения, что верховья Хуанхэ в Западном Китае были колыбелью тибетско-китайской расы. Предки современных тибетцев проникли в страну с северо-востока. Высокое плоскогорье Кукунора и окружающие его горы предоставляли достаточно пастбищ. Именно из этого огромного региона орды древних тибетцев, вытесненные другим племенем и вынужденные искать новые пастбища, спускались по речным долинам Юго-Восточного Тибета. Географические условия страны вынудили кочевников заняться земледелием. Так зарождалась та своеобразная теократическая культура Тибета, которая ныне остается единственной нетронутой цивилизацией Азии. Долины рек Цанг-по (Брахмапутра), Кьи-чу, Ньянг-чу и Ярлунг стали центрами тибетского государственного строительства.

Но юг был не единственным направлением тибетской миграции; другая мощная группа тибетских кочевых племен, двигаясь из района Кукунора через северное нагорье, натолкнулась на мощный хребет Ньен-чен-Тангла и вынуждена была повернуть на запад вдоль северных отрогов Трансгималаев в поисках удобного прохода через горы в бассейн Цанг-по, или Брахмапутры. Великий паломнический путь, ведущий из Нагчу через области Намру и Нагчанг к священной вершине Кайлас, по всей вероятности, представляет собой путь древней миграции тибетских племен далеко на запад Тибетского нагорья. Эти кочевые племена принесли с собой самобытное искусство кочевой Центральной Азии, характерной чертой которого является так называемый «звериный» стиль. Исторические хроники Китая содержат богатую информацию о кочевниках тибетского приграничья. Мы знаем об их перекочевках, их союзах с хуннами и набегах на китайскую территорию. В хрониках времен династии Хань содержится много сведений о пограничных тибетских племенах — цянах. Китайские императоры эпохи Хань всемерно стремились препятствовать заключению союзов между хуннами и горными племенами цянов. В ходе многочисленных военных операций, направленных на усмирение границы и восстановление безопасности торгового караванного пути на Китайский Туркестан, главной их задачей было изолировать тибетские племена от хуннов.

Период XI и XII вв. был эпохой расцвета Си-ся, или Тангутского царства, занимавшего низменность Ганьсу и обширные области Внутренней Монголии (бассейн Эцзин-гола—Западный Алашань).

В течение последующих столетий волны монгольских нашествий вытеснили кочевые тибетские (тангутские) племена в горы района Кукунора и верховьев Желтой реки.

Кочевники современного Тибета составляют совершенно обособленную часть населения страны. Детальное лингвистическое и этнографическое исследование этих племен, несомненно, даст много важных сведений и завершит картину ранних переселений в пределах Внутренней Азии.

Центральноазиатской экспедиции профессора Н.К. Рериха удалось открыть целый ряд интересных памятников далекого кочевого прошлого. Прилагаемая карта Тибета ( показывает район расположения памятников древности. Все обнаруженные памятники могут быть разделены на три группы.

1. Погребения (каменные могилы, курганы).

2. Мегалитические сооружения (менгиры, кромлехи, ряды менгиров).

3. Предметы в «зверином» стиле, найденные в могильниках, а также встречающиеся в современном обиходе кочевников.

Из вышеприведенной классификации видно, что все находки можно подразделить на археологические и этнографические.

Начнем наш обзор памятников древности кочевого Тибета с каменных могил.

Погребение совершенно неизвестно кочевникам современногоТибета. Они либо выставляют мертвых на вершинах гор, либо бросают в озера и реки, или следуют общетибетскому обычаю разрезания тела на части и оставления их на съедение грифам, которыми изобилуют тибетские нагорья. Старая литература Тибета описывает обычай погребения тела в «каменных гробницах», или погребальных камерах, сложенных из больших каменных плит, но следов подобных погребений в каменных камерах не найдено, хотя и нельзя отрицать возможность их нахождения.

Открытые в Северном Тибете погребения принадлежат к типу каменных могил, хорошо известных из раскопок в Северной Монголии, Забайкалье и на Алтае. Каменными или плиточными называются могилы, огражденные плитами или плоскими глыбами. С подобными погребениями экспедиция столкнулась в районе Хор или Джья-де в Намру и в пограничной полосе с соседней областью Нагчанг к югу от соленого озера Пангонг чо-ча. По южному побережью Великих соленых озер Нганце-чо и Дангра-йим-чо каменные могилы найдены не были, хотя местное кочевое население и знало о «камнях (rdo), расположенных кругом».

Интересно отметить факт, что район распространения каменных могил совпадает с районом распространения мегалитических сооружений и находок предметов в «зверином» стиле, а также характерных бронзовых наконечников стрел. В большинстве случаев каменные могилы Северного Тибете встречены небольшими группами в две-три могилы. Больших кладбищ наподобие северомонгольских в Тибете не обнаружено. Как и в Монголии, каменные могилы и мегалитические сооружения встречаются по преимуществу на южных склонах гор. (Ср. аналогичное наблюдение Г.И. Боровки: Северная Монголия. П. 1927. С. 44).

При описании каменных могил Тибета невольно напрашивается сравнение с аналогичными погребениями Северной Монголии.

В Северной Монголии погребения можно разделить на 4 группы.

1. Могилы с оградами из каменных плит. Эти могилы следует относить к скифо-сибирской культуре VII-V вв. до н. э.

2. Тумулос (курганы) с каменной насыпью.

3. Могилы с грудой камней на вершине и каменной оградой, так называемые керексуры. По всей вероятности, эти могилы принадлежат к тюркскому периоду Монголии (VII и VIII вв. н. э.).

4. Тюркские княжеские могилы с каменными фигурами («бабами»). Датируются V1I-VIII вв. н. э.

Могилы, обнаруженные в Тибете, относятся к группе каменных могил с оградой из каменных плит. На своем пути экспедиция встретила только каменные могилы: керексуры совершенно неизвестны. Интересно отметить, что обследованные тибетские погребения аналогичны наиболее ранним типам погребений в Северной Монголии и Алтайских горах. Рисунки 1-2 представляют типичную каменную могилу Северного Тибета. В Рати (область Нагчанг) было найдено пять подобных могил, из них три имели сильно поврежденную каменную ограду, меньшие камни были унесены местными кочевниками для постройки весьма любопытных конических сооружений, похожих на ульи и служащих хранилищами. Интересно отметить своеобразный головной убор местных женщин в форме овальной тиары (кокошника), орнаментированный медными пластинками в «зверином» стиле, драгоценными камнями и бирюзой. Антропологический тип местных кочевников отличен от их соседей.

Каменные могилы северных нагорий Тибета (области Хор, Намру, восточный Нагчанг) имеют близко поставленную ограду овальной формы, угловые камни несколько выступают. Все обследованные могилы сориентированы в направлении восток — запад.

Размеры могил в большинстве случаев равны 2,75 х 3,00 м. Большая каменная плита, установленная на восточной стороне могилы, возможно, указывает на погребение головой в сторону востока (ср.: Г.И. Боровка, там же, с. 60). Большинство могил разрушено грызунами, которыми изобилует травянистый пояс Тибетского нагорья. Единственными предметами, обнаруженными в могилах, являются трехлопастные наконечники стрел. Найденные наконечники стрел подразделяются на следующие типы.

1. Бронзовые трехлопастные наконечники стрел. Наиболее распространенный тип (рис. 3.1).

2. Бронзовые трехлопастные прямолинейные наконечники стрел. Места находок: Доринг, Рати (рис. 3. II).

3. Бронзовые трехлопастные наконечники стрел. Места находок: область Хор, Доринг, Рати, Чохор (рис. 3. III).

Все вышеописанные типы наконечников стрел имеют свои аналоги среди наконечников стрел, описанных Паулем Pay (Paul Rau) в его книге Die Graber der friihen Eisenzeit im unteren Wolgagebiet. Pokrowsk, 1929, табл. I, II, III и относимых к раннеархаическому и позднеархаическому периодам по хронологии Pay. Говорить о точной датировке тибетских наконечников стрел пока невозможно.

4. Медные трехлопастные листовидные наконечники стрел. Редко встречаются. По-видимому, относятся к более позднему периоду (рис. 3. IV).

5. Железные плоские листовидные наконечники стрел (рис. 3. V).

6. Железные плоские листовидные наконечники стрел. Встречаются на стрелах китайской работы. Весьма распространенный тип наконечника в Восточном Тибете (современная эпоха, рис. 3. VI).

В настоящее время очень трудно датировать тибетские каменные погребения. Местные кочевники показывали мне черепа, найденные в могилах. Эти находки указывают на принадлежность погребенных в этих каменных могилах какой-то длинноголовой расе, которую, быть может, следует поставить в связь с погребениями длинноголовых в Урянхае и Минусинских степях.

Небезынтересно проследить аналогию между каменными могилами Северного Тибета и так называемыми дардскими могилами, открытыми моравскими миссионерами в местности Теу-гсер-по в окрестностях Леха, столицы Малого Тибета, или Ладака.

Ныне покойный д-р А.Г. Франке, один из лучших знатоков западно-тибетских традиций и древностей, дал в своем монументальном труде «Antiquities of Indian Tibet» (vol. I, p. 71) краткое описание этих могил. Стены могил были выложены необтесанными камнями. Раскопанные могилы содержали многочисленные глиняные сосуды, сделанные вручную, в которых лежали кости. Многие могилы содержали по несколько черепов. Д-р А.Г. Франке предполагает, что мы здесь имеем дело с древним обычаем разрезания тела на части и отделения плоти от костей. Как известно, этот обычай был весьма распространен среди древнетибетских племен, как об этом свидетельствуют китайские исторические хроники. Согласно д-ру А.Г. Франке, горшки были первоначально поставлены вдоль стен могил на деревянные полки, которые впоследствии сгнили.

Кроме сосудов и черепов, миссионеры нашли многочисленные предметы обихода из бронзы: бляхи, подвески, бусы.

Д-р А.Г. Франке отмечает, что почти все черепа имели долихоцефальные индексы. Ученый относит могилы к дардскому периоду, но в настоящее время еще невозможно решить вопрос о принадлежности могил. Миссионерам пришлось прервать раскопки, а после отъезда д-ра Франке из Ладака интерес к древностям Западного Тибета иссяк. Мы придерживаемся того мнения, что ладакские захоронения находятся в прямой связи с каменными могилами, найденными в Северном Тибете, и что принадлежат они древней долихоцефальной расе, когда-то населявшей нагорья Тибета и чьи следы обнаруживают по всей Центральной Азии и в приграничных сибирских землях. Вопрос требует дальнейшей разработки и детального обследования тибетских погребений.

Провести параллели между каменными могилами Северного Тибета и Северной Монголии и Алтая весьма трудно, хотя следует отметить факт явных аналогий между обоими видами погребений. Недостаточное количество находок не позволяет провести сравнительное изучение, и приходится ожидать дальнейших изысканий в этой области. Профессор В.В. Радлов в своем монументальном Атласе монгольских древностей указывает, что тип каменных могил Северной Монголии напоминает погребения бронзового века, открытые в долине Енисея. Известные аналогии существуют также с погребениями, раскопанными доктором Талько-Грынцевичем в Забайкалье.

Недавние раскопки ученого хранителя Эрмитажа д-ра Г.И. Боровки в Северной Монголии (археологическая разведка в долине р. Толы к юго- западу от Урги) показали, что каменные могилы принадлежат к скифо-сибирской культуре.

В настоящее время приходится ограничиваться утверждением, что тибетские каменные погребения принадлежат древнему длинноголовому кочевому народу и относятся к периоду, предшествующему VII в. н. э., к каковому времени относятся первые подробные письменные сведения о племенах Тибетского нагорья.

Археологическую разведку с целью обнаружения погребений следовало бы продолжить в верховьях Хуанхэ и в районе Кукунора. К сожалению, археологи до сих пор пренебрегают этим важным районом, и мы не имеем сведений об археологических памятниках тех мест.

Во время стоянки экспедиции Н.К. Рериха в Наньшаньских горах к северу от солончаков Цайдама я произвел разведку горных кочевий в поисках древних памятников, но без особых результатов. Местные монголы-хошуты не имели никакого представления о памятниках добуддийского периода. Однако разведку следовало бы возобновить, особо обратив внимание на районы Бага и Ихэ Халтын-гол, где, по сведениям местного населения, есть захоронения.

Экспедиция произвела археологическую разведку оазиса Шибочен, но единственными памятниками, найденными в этом районе, были пещеры добуддийского периода и ступы, а также разрушенные китайские крепости и сторожевые башни.

Вторым видом памятников древности, встреченных на нагорьях Северного Тибета, являются мегалитические сооружения. Этот род памятников представлен следующими видами: 1) менгиры, 2) кромлехи, 3) ряды менгиров.

4. Медная бляха с изображением двуглавого орла в круге ( Место находки: Чинг-Кар к западу от Нагчу. Бляхи, изображающие двуглавых орлов, были найдены в кубанских курганах Северного Кавказа. Мотив с двуглавым орлом прослеживается вплоть до хеттского искусства Малой Азии.

Такие футляры и бляхи в «зверином» стиле встречались нам только у кочевников хор. Кочевники чанг-па области Великих озер пользуются обычными футлярами для огнива, украшенными орнаментом из коралла, бирюзы и металлических гвоздиков - серебряных и медных, реже — золотых.

5. Изображение бегущего оленя на крышке медного футляра для амулета, найденного в районе Дерге ( Ныне находится в коллекции С.Н. Рериха.

Изображения «восьми счастливых знаков» тибетского орнамента чередуются с изображениями бегущих оленей (рис. 6). Фигура оленя бесспорно принадлежит к великому кочевому искусству, характеризующемуся «звериным» стилем. Голова оленя обращена назад, что является частым мотивом среди скифских и сибирских древностей. Трактовка морды и глаз животного имеет многочисленные аналоги среди известных находок в курганах Южной Сибири и южнорусских степей.

Рис. 6 и 7.Следующий пример взят с посеребренного железного пенала из Дерге . На пенале, изготовленном из массивного железа, среди обычных цветочных орнаментов видна стилизованная фигура лежащего оленя. Мотив лежащих оленей (рис. 7), лосей хорошо известен из скифских и сибирских древностей (см. таблицы у Г.И. Боровки в Scythian Art, Bern, London, 1928). Фигура лебедя (рис. 8) находится уже под сильным влиянием китайского искусства орнамента. Эта фигура — изделие китайской мастерской, производящей художественные поделки для соседних племен. Интересно отметить, что фигура лебедя на нашем пенале почти в каждой детали совпадает с фигурой длинношеей птицы (лебедь?) с расправленными крыльями, увиденной на фрагменте найденной генералом П.К. Козловым в горах Ноин-Ула (фрагмент был представлен на табл. VIII Краткого отчета, опубликованного Академией наук, 1925). Поза птицы и исполнение крыльев сходны в обоих случаях. Левое крыло приподнято, правое опущено и образует острый угол. Несомненно, обе фигуры происходят из общего центральноазиатского источника и представляют некие мифические образы.

8. Замечательный образец тибетского «звериного» стиля находится в коллекции С.Н. Рериха (). Он обратил мое внимание на железную посеребренную рельефную пластину из Дерге в Северо-Восточном Тибете. Этот уникальный предмет представляет собой фигуру льва с головой, повернутой влево в сторону зрителя. Грива животного свисает густыми прядями. Необычайно мощна трактовка туловища животного. Лев изображен сидящим на задних лапах, с поднятым хвостом, словно привлеченный каким-то шумом и готовый к прыжку. Фон образован двумя стилизованными деревьями. Под фигурой льва видны сильно стилизованные холмы.

Трудно определить предназначение этой пластины. Через два прямоугольных отверстия на ее краях могли пропускать кусок кожи, проходивший под пластиной. Пластина могла служить нагрудным украшением или пряжкой пояса. Среди предметов, найденных экспедицией Козлова в курганах в горах Ноин-Ула, есть рельефная металлическая пластина, изображающая стоящего быка с опущенной и повернутой влево головой.

При сравнении этих пластин очевидно большое сходство композиций. На обеих пластинах главной фигурой является животное, стоящее левым боком к зрителю и с повернутой к нему головой. Трудно сказать, изображен ли на пластине Козлова як. Я склонен думать, что это зубр. Исполнение шкуры животного в обоих случаях аналогично. На обеих пластинах есть фон в виде двух стилизованных деревьев. На пластине из коллекции С.Н. Рериха фоном служат два дерева с ветвями, нависающими над головой льва. Такие деревья предполагают страну с теплым климатом, в то время как на пластине Козлова изображены сосны, что говорит о северном происхождении предмета.

Представляется, что обе пластины передают «звериный» мотив, распространенный в искусстве кочевников Внутренней Азии, но пластина со львом изготовлена в южной части этой провинции с художественными традициями, а пластина с зубром - на ее северной окраине. На обеих пластинах есть сильно стилизованное изображение гор, возможно, покрытых лесами. Английский археолог Перси-вал Йеттс в своей статье о Козлове обосновывает мнение (The Burlington Magazine, vol. XLVIII, April 1926, p. 168-185, о пластине см. Plate IV, J статьи), что найденная Козловым бляха служила фаларом, или украшением сбруи. Он обращает внимание на сходство с изображениями на сасанидском серебряном блюде, найденном в верховьях Камы.

Древняя пластина из коллекции С.Н. Рериха — яркий образец великого искусства кочевых племен Северного Тибета и в обширной металлообрабатывающей области Дерге и Амдо. [Пластина П.К. Козлова представлена в дополнительных таблицах (I) Краткого отчета экспедиции Козлова, Ленинград, 1925, издание Академии наук СССР].

Металлические украшения, изображающие фигуры животных и птиц, часто встречаются на поясах тибетских кочевников. В коллекции экспедиции имеется несколько поясов, богато декорированных серебряным и медным орнаментом. Мы уже упоминали, что влияние центральноазиатских кочевников-иранцев четко просматривается в вооружении кочевых племен. Китайская конница, созданная в эпоху Хань, заимствовала свое вооружение и тактику от кочевников, постоянно угрожавших западной окраине Китая.

Длинный прямой меч китайской конницы этой эпохи сроден сарматским мечам юга России и кочевых племен Центральной Азии (иранцы и индо-скифы) (ср.: проф. М.И. Ростовцев. Срединная Азия, Россия, Китай и «звериный стиль». Seminarium Kondakovianum. Прага, 1929. Гл. Ill; Walde-mar Ginters: Das Schwert der Skythen und Sarmaten in Slid Russland. Berlin, 1928,s.75).

В конце IV — начале III в. до н. э. на смену легкой коннице скифов и хуннов, главным оружием которых были лук и стрелы, пришла тяжелая конница, защищенная доспехами и вооруженная длинными прямыми мечами и тяжелыми копьями. Носителями нового вооружения и новой кавалерийской тактики явились иранские племена. Эта иранская культура привнесла новые элементы в кочевое искусство. Необычайно широкое расселение иранских племен принесло с собой «звериный» стиль. «Звериный» стиль, появившийся в Китае в эпоху Хань, принадлежит сарматскому периоду. Тибетские кочевые племена, издавна находившиеся в контакте с китайцами, хуннами и индо-скифами, переняли это новое вооружение и сохранили его до наших дней.

Выделим следующие типы существующих тибетских мечей.

1. Меч с длинной рукоятью, находился на вооружении тибетской пехоты до введения современного оружия в войсках лхасского правительства. Длина меча около одного метра.

Обычно этот род меча называется у тибетцев па-дам (dpa"-dam). Эти мечи носились пешими воинами либо на спине, либо впереди, заткнутыми за пояс. Клинок железный, конец скошен. Ножны обычно деревянные, редко обтягиваются кожей. Рукоять часто обтягивается кожей либо туго обвивается медной проволокой. (Скандинавские мечи имели рукояти, обвитые серебряной проволокой. Ср.: Birger Nerman. Die Verbindungen zwischen Skandi-nawien und dem Ostbaltikum in der jiingeren Eisenzeit. Stock., 1929. Fig. 80. Выражаю благодарность проф. А.П. Калитинскому, обратившему мое внимание на эту работу).

Навершие, а также перекрестие часто украшаются серебряной насечкой, редко бирюзой или металлическим орнаментом. Перекрестие прямое, но часто овальное. Темляк прикрепляется либо к навершию, либо к рукояти. Мечи с длинной рукоятью встречаются сравнительно редко и почти совершенно вышли из употребления. Автору этих строк пришлось видеть несколько подобных мечей в крепости Чаг-лунг Кхар в области Намру.

2. Меч с длинной рукоятью, или «ти» (gn), находящийся на вооружении конницы или пехоты (рис. 9). Носится спереди, заткнутым за пояс, причем длина меча соответствует длине вытянутой руки всадника. Обычная длина меча — около одного метра. Рукоять часто покрыта кожей либо делается из дерева. Навершие и перекрестие (прямое) часто украшаются бирюзой, камнями или металлическими пластинами и орнаментом. Клинок железный. Конец клинка скошен, как на китайских мечах.

Среди типов орнаментов преобладают цветочные и геометрические. Ножны обтягиваются кожей. Верхние и нижние части ножен также украшаются бирюзой, камнями и металлическим орнаментом. Темляк прикрепляется либо к навершию, либо к рукояти. Этот весьма распространенный тип меча прямо восходит к сарматским мечам Ханьской эпохи. Мечи с прямым перекрестием получили широкое распространение: они были известны индо-скифам Индии, а также в Китайском Туркестане VI-VII вв. н. э. (ср. фрески Кизила и Кумтура, оазис Куча).

3. Меч с короткой рукоятью, или «ре-ти» (ral-gri) (рис. 10). Находится на вооружении конницы и пехоты. Носится он также спереди. Рукоять и ножны покрываются металлическим орнаментом и украшаются бирюзой и камнями. Широко распространенными мотивами являются цветочный орнамент, китайский дракон, группы фантастических животных. Ножны обтягиваются кожей. Клинок железный. Конец клинка заострен. Мечи типа 2 и 3 в некоторых районах Кама (Восточный Тибет) носят на левой стороне на ремне, прикрепленном к поясу.

4. Саблю (gog-lang) в основном носят всадники высокого ранга. Обычно ее пристегивают к седлу под левой ногой всадника. Рукоять сабли и концы ножен часто украшаются металлическим орнаментом, бирюзой и камнями. Преобладает китайский орнамент. Острый конец клинка слегка загнут. Сабля заимствована из Китая и особенно часто встречается в Восточном Тибете.

Другим оружием тибетцев является копье. Тибетские кочевники употребляют два вида копий.

1. Тяжелое копье, узкое, сделано из железа. Длина от 7 до 10 футов.

2. Дротик, или короткое копье. Длина 5 футов. Древко крепко обвито железным жгутом. Вдоль древка скользит железное кольцо, к которому прикрепляется ремень либо крепкая веревка. Перед броском всадник держит дротик в поднятой руке. При бросании копья не выпускают из руки ремень, заставляющий железное кольцо скользить по древку. Дистанция полета дротика равна длине ремня. Такое копье употребляется кочевниками в конном сражении и только при ближнем бое. Такое применение холодного оружия дало тибетцам сокрушительную конницу, стремящуюся разгромить противника в ближнем бою.

Современный бой конницы кочевников состоит из фланговых атак. Летучие отряды лучников неизвестны тибетцам. Лук редко употребляется в современном Тибете и, главным образом, представляет из себя предмет спорта — национальной игры. Большинство современных луков ввозится из Китая и Бутана (N. W. Rockhill. Notes on the Ethnology of Tibet. Washington, 1895,p.71). Знаменитые конные состязания лучников, происходящие ежегодно во время новогодних празднеств (Dzong gyap-sham-pe), являются иностранным заимствованием и относятся к эпохе Гуши Хана (1640). Участники состязаний изображают монгольскую конницу Гуши Хана.

Появление современного огнестрельного оружия среди кочевников Северного Тибета изменит, по всей вероятности, тактику армий кочевников. Вопрос о применении панциря для тибетского воина и его коня требует детального исследования, но несомненно, что и в этой области Тибет испытывал влияние своих северо-восточных соседей — иранцев, хуннов, монголов, постоянно теснивших пограничные тибетские племена.

Все рассмотренные в этой статье предметы неопровержимо доказывают существование древнего центральноазиатского кочевого искусства в Тибете. Горный характер страны с ее труднодоступными долинами помог сохранить многое из далекой древности, и ее кочевое население хранит как сокровище свое прошлое. До сих пор внимание уделялось только религиозному искусству Тибета, его ярко окрашенным знаменам и прекрасным изделиям из бронзы. Теперь открыта новая область тибетского народного искусства, а именно добуддийское искусство тибетских кочевых племен, след далекого прошлого.

The Animal Style Among the Nomad Tribes of Northern Tibet Prague: Seminarium Kondakovianum, 1930

* Настоящая работа увидела свет в издании J.N. Roerich. The Animal Style Among the Nomad Tribes of Northern Tibet, Seminarium Kondakovianum, Prague, 1930, содержавшем два варианта статьи: на английском и русском языках. Русский вариант, подготовленный Г. Шклявером, хорошо известен российскому читателю, однако он в ряде мест существенно отличается от английского.

В настоящем сборнике вниманию читателя предлагается перевод английского варианта статьи издания 1930 г., сделанный в редакции Издательского дома «Агни».— Примеч. ред.

Таблица № 5

Таблица №1

1. Футляр для огнива и трута (Нуб-Хор).

2. Футляр для огнива и трута (Нуб-Хор)

Таблица II

1. Футляр для огнива и трута современной работы (западный Тибет)

2. Медная бляха с изображением двуглавого орла (Чинг-кар)

3. Изображение бегущего оленя на крышке футляра для амулета (Дерге)

1. Железный посеребренный пенал (Дерге)

2. Фигура оленя (деталь)

3. Фигура птицы (деталь)

» (3/2011).

Небо угрожающе темнело. Цэринг побежал за яками: нужно пригнать стадо до начала грозы. Его жена Пема позвала нас в палатку. Начался ливень, и крыша протекла. Пришлось перетаскивать в сухой угол старенькие матрасы и вычерпывать ковшиком воду из луж на полу. Когда дождь утих, все уселись вокруг печки. Верхнюю одежду не снимали – слишком холодно. Мы в гостях у тибетских пастухов-кочевников. Они живут в провинции Цинхай, в высокогорье, пригодном только для пастбищ, и разводят скот. По-тибетски их называют «дрокпа» – люди высокогорной степи.

Со времен путешествия австрийца Генриха Харрера в 1940-х тибетские кочевники, похоже, стали дружелюбнее относиться к иностранцам. Мы постоянно ощущали их гостеприимство и открытость. Так произошло и в этот раз. Когда все сели вокруг печи, Пема стала хозяйничать. Достала пиалы и попросила нас принести свои – в Тибете принято есть из личной тарелки. Каждому насыпала муки из поджаренного ячменя, добавила по большому куску масла и по ложке сухого ячьего сыра, залила все это соленым чаем с молоком. Получилась цампа – самая распространенная тибетская еда. Размешивать ее полагается руками. Тибетцы делали это очень бойко, а мы неловко повторяли за ними: ячменя и чая в миске много, почти до краев, да и чай горячий – обжигает пальцы.

Сидя у теплой печки и попивая чай с цампой, Цэринг рассказывал о своей семье. С апреля по ноябрь они живут в палатке, а холодную часть года проводят в теплом доме в поселке. Ухаживают за яками и овцами. Ничего не выращивают: ячмень, рис и свежие овощи покупают у крестьян в деревне. Если выдается холодная зима (случается и минус 40) и выпадает много снега, часть скотины погибает, и приходится несладко. В семье не представляют жизни без религии: часто ходят в монастырь, не расстаются с четками, постоянно читают мантры, носят на шее амулеты и изображения святых, если кто-то заболевает, бегут к ламе, а не к доктору.

Деньги получают только от продажи мяса, масла и сухого сыра. Иногда и вовсе обходятся без денег: обменивают свои продукты на рис. Младшие братья Цэринга, тоже пастухи, в прошлом году подрабатывали дорожными рабочими. Еще один потенциальный вид заработка – собирать кордицепс китайский. Этот гриб используют в медицине и его можно выгодно продать.

Рядом с Цэрингом и Пемой живут еще три семьи, их палатки стоят недалеко друг от друга. На стойбище много детей: лохматые, немытые, с соплями под носом, в грязных одежках, они постоянно крутятся под ногами. Подростки помогают родителям: усмиряют непоседливых маленьких яков, режут мясо, собирают кизяк (высушенный навоз).

Родившегося ребенка не регистрируют. У пастухов в этом стойбище нет ID (аналог нашего паспорта), они довольствуются «хукоу» – документом о прописке, причем одним на всю семью. Детей должны записывать в этот документ, но Цэринг и Пема сказали, что так происходит не всегда. Но если ребенок, когда вырастет, захочет работать в городе или поселке, родители должны будут получить для него ID.

Перемены

Читаешь Пржевальского или Цыбикова и кажется, что жизнь кочевников за последнее столетие изменилась не так уж сильно. Но если присмотреться, то перемены заметны. Когда несколько дней держится хорошая погода, Пема и ее дочери обходят окрестные холмы с корзинами за спиной: собирают кизяк, который по-прежнему служит основным топливом. Но если в печи кизяк долго не загорается, Цэринг приносит пластмассовую канистру и поливает его бензином. По вечерам в палатке горит свет: Цэринг купил переносную солнечную батарею. Коня сменил мотоцикл в 250 лошадиных сил. На нем установлена магнитола, которая крутит вперемежку популярные тибетские и западные песни. Пема и ее дочери уже несколько лет пользуются кремом от солнца.

Раньше в семье всегда ели одно и то же: рис, мясо, масло, домашний йогурт, ячмень, жареные в масле ячменные лепешки, пресные булки из рисовой муки. А в последнее время полюбили чипсы, сосиски в вакуумной упаковке (они хорошо хранятся без холодильника даже в жаркую погоду) и лапшу быстрого приготовления (ее грызут сухой). Иногда покупают кока-колу и энергетики. Но самый любимый напиток – это все-таки чай с молоком, солью и маслом, его выпивают чуть ли не по двадцать чашек в день. По-прежнему заквашивают йогурт в деревянном ведре, используют сумки из ячьей кожи для хранения масла, сваливают кизяк огромной кучей в углу палатки, стирают в воде, от которой леденеют пальцы. Дети играют камешками, растениями и клубками с разноцветной пряжей. Но тханка (буддийское изображение), висящая на стене, уже не нарисована вручную, а напечатана на принтере.

Взрослые дочери Цэринга заплетают друг другу тонкие косички – их должно быть 108 (сакральное число в тибетском буддизме). В черные волосы вплетают яркие ленты и нити длиной до метра, а закрепив прическу, украшают ее крупными – размером со сливу – камнями. В почете бирюза, янтарь и кораллы, они считаются оберегами. Раньше всегда использовали натуральные камни, сейчас в ход частенько идут пластмассовые. Любят бисер, плетут из него пестрые бусы и браслеты. Очень ценят монеты, кстати, иностранные или старые китайские монеты; считаются хорошим подарком. Мы вручили Цэрингу несколько индийских монет, и он очень обрадовался. Из монет делают украшения, вплетают их в волосы или привязывают к одежде. При этом одежду носят современную: свитерки, курточки и брюки с китайского рынка, на ногах – простые матерчатые кеды. Но у всех женщин – традиционная чупа, вид тибетского пальто.

«Настоящих кочевников, которые сами себе хозяева, едут, куда хотят и когда хотят, почти не осталось», – рассказывал Цэринг. Многие давно построили дома на зимних пастбищах. Перекочевывают уже не чаще двух раз в год. К тому же власти считают, что дрокпа виноваты в ухудшении пастбищ: стало слишком много яков и земля не успевает восстанавливаться. Травы год от года становится меньше, а грызунов – больше. Почва истощается, степи уже не могут прокормить растущее население. Поэтому кочевников заставляют использовать только определенные пастбища, которые огорожены заборами из колючей проволоки, чтобы яки не паслись, где попало.

За год до переезда

В другой семье – Пунцока и Джолкар – беспокоились. «Ходят разговоры о том, что мы переезжаем в 2011 году, но так ли это, точно никто не знает», – рассказывал Пунцок. Дело в том, что с конца 1990-х власти начали переселять кочевников в Тибетском автономном районе и в тибетских регионах Ганьсу, Цинхая и Сычуани из палаток в постоянные дома. Это делается для того, чтобы, во-первых, улучшить жизнь кочевников и обеспечить их школами и больницами. Во-вторых, чтобы справиться с проблемой избыточного выпаса. Противники идеи говорят о том, что тибетцев, собранных в городах, проще контролировать и ассимилировать с хань – основным народом Китая.

Пастухи переезжают в небольшие города и поселки. Существуют даже специально построенные поселения для бывших кочевников, в Цинхае таких очень много. Власти помогают переселенцам обзавестись домом, но в любом случае люди должны приспосабливаться к новым условиям. Раньше они жили только за счет скота: было молоко, масло, мясо, шкуры. На новом месте нужно искать источник заработка. Кто-то становится наемным рабочим, кто-то , распродав яков, покупает машину и работает таксистом, некоторые открывают магазинчики – в Тибете, как и везде в Китае, развит мелкий бизнес. Есть и такие, кто по-прежнему разводит скот на участочке рядом с новым домом. Считается, что обосновавшиеся на постоянном месте пастухи получают больше возможностей для заработка и комфортной жизни. Но найти работу удается далеко не всем, и люди годами сидят дома. Неспроста деревни для бывших кочевников прозвали «воровскими школами».

Этого и боятся Пунцок и Джолкар, да и их соседи по стойбищу – что они не смогут устроиться на новом месте, не справятся с трудностями. Когда объявляют дату переезда, пастухи обычно распродают яков. Желающих избавиться от скотины много, поэтому цены низкие. Находятся люди, которые специально распускают слухи о скором переселении, чтобы спровоцировать падение цен. В результате пастухи не получают достаточно денег на период, пока ищут работу. В семье Пунцока и Джолкар двое маленьких детей и пожилой дедушка, который не может ходить и нуждается в заботе. «Я боюсь того, что ждет нас впереди, – делится опасениями Джолкар. – Возможно, мы будем жить лучше, если Пунцок найдет хорошую работу. А вдруг он останется без дела? И как нас примут на новом месте? В любом случае я знаю: наша жизнь кардинально изменится».

Жизнь тибетских пастухов за последние десять лет изменилась сильнее, чем за все предыдущее столетие. С одной стороны, она становится современнее, проще и комфортнее. Все больше семей могут запросто попасть на прием к врачу, дети ходят в школу, а не пасут яков, взрослые ездят на мотоциклах, а не на лошадях, рацион не ограничивается цампой, молоком и мясом. Но постепенно они утрачивают традиционную культуру, перестают вести кочевой образ жизни, становятся оседлыми. И это означает, что кочевники, которые в течение тысячелетий были неотъемлемой частью тибетского общества, в скором времени могут исчезнуть навсегда.

«Чтобы увидеть величие горы нужно быть на расстоянии от нее;
чтобы понять ее форму, нужно обойти ее;
чтобы почувствовать ее состояние, следует созерцать ее,
на рассвете и на закате, в полнолуние и полдень, в солнце и дождь,
в снегу и во время бури, зимою, летом, осенью и весной.
Тот, кто так созерцает гору, приближается к ее жизни,
такой же напряженной и разнообразной, как и жизнь человека»

Лама Анагарика Говинда

Отправляясь в Тибет на Кору вокруг Кайласа во время новолуния, вы найдете самое удивительное и прекрасное, таинственное и духовное – ведь полнолуние это ночь, символизирующая тройное накопление заслуг и благодеяний этого круга жизни. На протяжении всей коры вокруг Кайласа нам повстречаются сакральные места - самопроявленные изображения Будд, бодхисатв, духов-защитников буддийского учения, символы просветления, пещеры, в которых медитировали буддийские учителя. Путешествие пройдет со смыслом и приведет в дальнейшем к духовному росту и внутреннему процветанию. По Тибету «Кочевники духа» путешествуют только весной. В это время район Кайласа всегда открыт для паломников. В остальное время проводим уникальные путешествия по сакральным местам Центральной Азии.

Мы отправляемся в однин из самых высокогорных регионов мира, поэтому нам предстоит приспасаблеватья к среде.
Для нас очень важно, чтобы на протяжении всей поездки члены нашей команды были в хорошем и бодром состоянии, ведь от этого зависит качесвто восприятия святых мест. Будет обидно, если отправившись в столь дальнее путешествие один из нас будет лежать всю дорогу и основными впечатлениями для него останется горная болезнь.
Поэтому, в следсвтвии многолетнего опыта поездок в Тибет, нам удалось составить программу таким образом, что акклиматизация проходит без существенного ослабления организма. Мы не опережаем темпы перестройки организма в фазе долговременной адаптации и акклиматизация проходит эффективно и безопасно. Положитесь на наш опыт

Программа

1 день

Прибытие в Пекин ночными или утренним рейсом прибытие до 6 утра встреча в аэропорту. Организованная экскурсия по городу выезд на китайскую стену. Великая Китайская Стена одно из настоящих чудес света, самое грандиозное сооружение, когда-либо построенное человечеством за всю историю цивилизации.Чайная церемония. Вечером отправление на поезде в Сиань.

2 день

Сиань по праву считается колыбелью китайской цивилизации один из самых древних и интересных городов Китая. Сианю уже 3100 лет, и из них 1300 лет он был столицей Китая. Смотрим Терракотовая армию императора Циньшихуанди. Один из самых значительных памятников мировой культуры. После обеда заселяемся в гостиницу отдых.

3 день

Вылет в Лхасу. Нас встретят в аэропорту переводчик и тибетский гид. Отдых в отеле. Размещение в историческом центре города Лхасы.

4 день

Утро начнется с восходом солнца и с посещения главного монастыря Лхасы Джокханг, построенного в 647 году. Далее мы посетим величественный дворец Потала, до сих пор являющимся самым высоким зданием в Лхасе. С крыши дворца откроется самая лучшая панорама Лхасы и долины у подножья заснеженных Гималаев.

5 день

Выезд на кору в Монастырь Ганден - монастырь на горе Вангбур в 47 км от Лхасы, один из самых крупных буддийских монастырей и знаменитый университет школы гелуг тибетского буддизма.

6 день

Переезд в Шигадзе через перевал Камба-ла к священному озеру Ямдрок-цо, которое имеет необыкновенный бирюзовый цвет, далее в Гъянце. Экскурсия в монастырь Пелкор-Чоде и к самой большой буддийскую ступе в Западном Тибете – храм тысячи изображений Будд - Кумбум. После обеда выезжаем в город Шигадзе.

7 день

Шигадзе – крупнейший центр изучения буддийской философии в Тибете. На рассвете посещаем монастырь Ташилунпо – резиденцию Панчен Лам Тибета. Экскурсия в монастырь Ташилунпо, в одном из храмов здесь находится впечатляющая 26-ти метровая статуя Майтреи – грядущего Будды. Переезд в Сагу.

8 день

Постепенно священный Кайлас становится ближе. Один из самых красивых дней нашего путешествия. Роскошный и разнообразный тибетский ландшафт сопровождает нас сегодня весь день. Переезд на живительное озеро в тени Кайласа - Манасаровар. Открывается панорама на Кайлас. Ночь в поселке Моншер в гостеприимной тибетской семье

9 день

Ранним утром выезжаем в Шаншунг. Купаемся в горячих источниках. Треккинг в Серебряный Дворец Гаруды – древний пещерный город, который процветал в добуддийские времена и являлся столицей империи Шангшунг. Первые сведения о поселении людей в этом районе относят к 2800 г. до н.э. Сохранились белоснежные травертиновые ванны-раковины горячих минеральных источников, которые по преданиям обладают омолаживающим эффектом. Также совершим кору вокруг монастыря находящегося в местности Тритапури. По преданиям Тибетцев, обход Тритапури приравнивается к коре вокруг Кайласа. Это то место где достигли реализации тибетские йогины. Место в котором проявляются в тонких телах, Тилопа, Наропа, Марпа, Миларепа. К вечеру переезд в Цапаранг, где и ночуем.

10 день

Утром экскурсия в пещерный город Цапаранг столица древнего королевства Гуге (9-17 век). Его руины содержат 879 пещер и более 450 комнат. Рядом с Цапарангом расположен древний монастырь Тхолинг в 11 веке в нем проповедовал великий индийский учитель Атиша. Приезд в Дарчен Возвращаемся вдоль красивейшего лессового каньона - это одно из самых захватывающих зрелищ Тибета. Размещение в гостинице в высокогорном поселке Дарчен (Интернет, душ, высота 4700 м). Отдых и подготовка к Коре. За это время мы уже достаточно адаптируемся к высокогорью. Наша карма и сознание готовы к очищению.

11 день

5000 м. Кора. Путь на Кайлас. Утром начинается обход горы Кайлас по часовой стрелке (кора), протяженностью 54 км. н Полнолуние, кора, совершаемая в полнолуние по буддийской астрологии, является для паломника тройным накоплением заслуг - одна внешняя кора засчитывается за три. В пути нас сопровождают яки-шерпы, которые повезут наш багаж. Путь пролегает по долине реки Лхачу (река Богов), мимо монастыря Чуку и заканчивается напротив монастыря Дира Пук. Отсюда открывается самый красивый вид на северный склон горы Кайласа. На протяжении всей коры вокруг Кайласа встречаются священные объекты. Во время полнолуния мы сможем наблюдать лунный диск самого большого размера. Ночуем в новой гостинице – гостевой дом.

12 день

5666 м. Второй день коры. Путь постепенно набирает высоту. Сегодня мы минуем самый высокий перевал Зеленой Тары, 5660 м. На перевале происходит духовное перерождение, начинается новая жизнь, мы символически сбрасываем старые одежды (а с ними и все остальное что нас тяготит). С перевала мы спускаемся мимо святого озера Гаурикунд к монастырю ЗутулПхук, который построен на месте пещеры, где медитировал великий тибетский йогин святой – Миларепа. Мы сможем потрогать отпечаток его руки, который он оставил в камне, и заняться практикой медитации. Ночуем в новой гостинице – гостевой дом.

13 день

4800 м. Кора. Завершающий день коры. Продолжая спуск вдоль восточной стороны горы Кайлас, открывается вид на пик Гурла Мандата мы возвращаемся в Дарчен. После коры направимся к священному озеру Манасаровар. Мы остановимся на ночлег в гостевом доме на берегу у озера. Купание в озере и в горячих источниках придаст нам сил, мы сможем хорошо отдохнуть и восстановиться для продолжения пути. Обедаем отдыхаем. Ночуем в гостевом доме на озере Манасаровар.

14 день

Утром мы посетим буддистский храм Чиу, возвышающийся над бирюзовой гладью священного озера Манасаровар. Это известный и значимый монастырь, в котором хранится прижизненная скульптура Будды-Чомденте. В нем не раз медитировал великий йог и поэт – Миларепа. Только с вершины этого монастыря открывается фантастический вид на оба озера Ракшас Тал (Лханг-тсо) и Манасаровар и великолепные заснеженные вершины Кайласа и Гурла Мандаты. Этот монастырь очень почитаем паломниками, а в его каменных недрах находится еще более священное, сакральное место. Это пещера, в которой провёл последние семь дней жизни на Земле Гуру Ринпоче - Бодхисаттва Падмасабхава. Дорога домой вдоль Гималаев. Переезд в тибетский поселок Сага. Размещение в новой гостинице.

15 день

Возвращение в Шигадзе. Вечером прогулка по старому городу и современной части города, где располагается множество магазинов. Можно приобрести сувениры, и красочные украшения. Здесь большое разнообразие буддийских сувениров ручной работы, ткани изделия из серебра, кораллов и жемчуга в восточном стиле, антиквариат и артефакты.

16 день

Выезд из Шигадзе в Сагу

17 день

Наше замечательное путешествие по Тибету завершается. Возвращаемся домой привозя с собой новые впечатления, новые истории, новые воспоминания в то же время, оставляя в Тибете частичку себя, мы никогда не возвращаемся такими же, какими уехали.

18 день

Дорога в аэропорт по живописному берегу Брахмапутры. После обеда вылет в Пекин.

Восемь благих причин коры с «Кочевниками духа»:

Мы побываем в точках пересечения самых главных разломов, где располагаются мощные, сверхглубинные, уходящие своими корнями до мантии каналы, по которым осуществляется энергетический обмен между Землей и Космосом.
В этом путешествии мы побываем в трех основных местах - Шаншунг, Манасаровар, Тритапури, где находятся живые разломы земной коры – самые сильные энергетические места на Планете места выхода энергии Земли признаками активности разломов являются расположенные вдоль них термальные источники..
Путешествие-паломничество - это не только открытие неизведанных стран и культур. Путешествие-паломничество - это смысловой переход между внутренним и внешним «я».
Отправляясь в Тибет на Кору вокруг Кайласа во время новолуния, вы найдете самое удивительное и прекрасное, таинственное и духовное – ведь полнолуние это ночь, символизирующая тройное накопление заслуг и благодеяний этого круга жизни.
На протяжении всей коры вокруг Кайласа мы увидим сакральные места - самопроявленные изображения Будд, бодхисатв, духов-защитников буддийского учения, символы просветления, пещеры, в которых медитировали буддийские учителя. Путешествие пройдет со смыслом и приведет в дальнейшем к духовному росту и процветанию.
По Тибету «Кочевники духа» путешествуют только весной и осенью. В это время район Кайласа всегда открыт для паломников. В остальное время проводим путешествия по сакральным местам Центральной Азии.
Мы продумали программу таким образом, что акклиматизация проходит без существенного ослабления организма. Мы не опережаем темпы перестройки организма в фазе долговременной адаптации и акклиматизация проходит эффективно и безопасно.
Восемь благих причин путешествий в Тибет с «Кочевниками духа»:
- Программа спланирована таким образом, чтобы встретить полнолуние на Тритапури и в день новой луны совершить кору вокруг этого священного места в котором происходит очищение от кармических долгов и начало новой жизни.
- Программа выстроена максимально интересно и включает все самые важные знаковые сакральные места. Помимо впечатлений и отличных фото вы получите полную информацию по истории Тибета начиная с доисторических времен
- В ходе путешествия вы ознакомитесь с методами буддийских практик и медитаций. Встретитесь с настоятелями монастырей и практикующими ламами. Мы проведем рядом с Кайласом четыре благословенных дня, зарядившись мощнейшей энергетической силой Мира.
- «Правильная» цена дает возможность совершить это удивительное путешествие многим. На паломничестве в Тибет мы не зарабатываем. Мы помогаем ищущим духовного роста и просветления совершить самое уникальное путешествие в своей жизни.
- Самое важное - здоровье. Короткие программы с заходом через Непал не дают возможности правильно акклиматизироваться, и участники часто испытывают головные боли, за ночь не высыпаются, а сон очень важен для восстановления!
Мы в своих программах используем правильную методику акклиматизации, благодаря которой кору вокруг Кайласа совершали люди с избыточным весом и даже люди пожилого возраста (70 лет), и возвращались с новым опытом и прекрасным самочувствием.
- Мы ценим комфорт в каждом путешествии. Поэтому путешествие по Тибету будет организовано максимально удобно: мы подбираем гостевые дома, заботимся о питании и полноценном отдыхе участников коры, нанимаем шерпов и яков для транспортировки багажа.
- Руководитель группы: профессиональный путешественник, исследователь Центральной Азии – Киплюкс Вячеслав. С 2002 по 2016 г. провел более 30 успешных экспедиций по пустыне Гоби и в горах Тибета, в том числе по проектам журналов «ГЕО» и «Мир Байкала».

Бытовые условия

Проживание в благоустроенных хороших чистых гостиницах *** по 2 человека в гостевых домах размещение 3-4 человека.

Питание

Питание завтраки в гостиницах. В населенных пунктах питаемся в гостевых домах в которых проживаем. В пути в придорожных кафе- закусочных. На трекинге выдается дополнительно сухой паек к обеду.
При себе иметь перекус купив заблаговременно орехи, сухофрукты, шоколад, банку красной икры, галеты.

Правило ответственности. В группе все люди взрослые, которые несут за себя ответственность. Прежде всего за подготовку своего снаряжения и своего морального настроя. Внимательно прочитайте список снаряжения по программе, соберите или докупите все необходимое. Соберитесь с мыслями, настройтесь на удачное, интересное, знаковое путешествие, приезжайте с хорошим настроением.
Участники группы помогают в устройстве лагеря, и других общих делах.
Программа может незначительно корректироваться в зависимости от погодных и прочих условий и соображений безопасности на усмотрение руководителя группы.

  • личное снаряжение на перепад температур средне день, ночь от +10С до +30С города, и от -7 С до +14С день ночь, Высокогорье могут быть резкие изменения температуры снег-ветер
  • личная аптечка, обязательны лекарства, которые вы используете всегда или часто (полный список высылается по запросу).
  • нож складной, чашка, кружка, термос металлический (0,5-1 литр).
  • палки треккинговые (помните, это ваша безопасность)
  • спальный мешок теплый
  • рюкзак 60-80 литров и маленький рюкзак 20-25л
  • горные треккинговые ботинки (желательно фирм Mammut или Lowa) и термоноски для них (можно заменить на шерстяные) несколько пар.
  • сменная обувь (кроссовки).
  • теплая куртка, ветровка, шапка, термобелье.
  • одежда для треккинга: ветрозащитные куртка и штаны, флисовый свитер, штаны по типу лыжного костюма.
  • солнечные очки (2 шт.).
  • головной убор от солнца и ветра.
  • солнцезащитный крем (минимум SPF 35, лучше 50).
  • налобный фонарик и запас батареек к нему.
  • немного сувениров, небольших подарков для тибетских детей.

Если у вас есть дополнительные вопросы по снаряжению или любые другие вопросы, пожалуйста, задайте их руководителю группы не менее, чем за неделю до начала путешествия.

Групповое снаряжение

  • прибор для измерения давления
  • групповая аптечка

Важно

Если туристско-экскурсионное управление кнр и ответственные государственные организации без предупреждения и объяснения причин закрывают западный тибет и приостанавливают, задерживают или отказывают в выдаче пермитов иностранным туристам, тогда программа экспедиции заменяется на альтернативную.

Вячеслав Киплюкс«Мир Путешествий» http://www.infpol.ru/kartina-dnya/itemlist/category/30-vyacheslav-kiplyuks.html
Сергей Волков«Тибет. На крыше мира», изд. «Хранитель», М. 2008
Александра Девид-Ниль"Мистики и маги Тибета", изд."Яуза", М. 2002
Лама Анагарика Говинда"Путь белых облаков", изд. "Сфера", М. 2004
Редько А., Балалаев С.Тибет-Кайлас. Мистика и реальность

Стоимость

В стоимость включено:

  • Проживание в Пекине (2 дня- 2ночи);
  • Поезд Пекин - Лхаса в плацкартном вагоне, по возможности можно взять купе за дополнительные 70$;
    (Внимание! Билетов в свободной продаже нет, самостоятельная покупка невозможна)
  • Проживание в Сиане;
  • Оформление пермитов (специальных разрешений) на посещение Тибета;
  • Джипы или микроавтобус Toyota –Hyundai при группе до 10 человек или автобус при группе свыше 10 человек;
  • Все необходимые групповые трансферы по программе;
  • гостиница ***, **** - двухместное размещение, Пекин Лхаса и Шигадзе, на остальной части маршрута гестхаусы - кемпинги - размещение по 3- 4 человек комнате;
  • Завтраки в гостиницах;
  • Профессиональный местный гид-проводник;
  • Профессиональный русскоговорящий гид;
  • Все разрешения и въездные платы по программе;
  • Экскурсии, входные билеты в национальные парки, в музеи и храмы по программе
  • Наймы портеров или яков для Коры вокруг Кайласа;
  • Аптечка.

В стоимость не включено:

  • виза КНР на 30 дней;
  • Медицинская страховка (Является обязательной!) (настоятельно рекомендуется перед поездкой проверить состояние здоровья, проконсультироваться);
  • обеды, ужины, напитки (около $250 на всю поездку);
  • чаевые тибетскому гиду, водителям, портерам на коре (не менее 25$ с человека);расходы личного характера (плата за фото-, видеосъемку, экстренная эвакуация и т.п.);
  • дополнительные дни в Пекине или Лхасе.
  • трансферы вне группы.

Порядок оплаты:

«Тибетцы» - обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато отнюдь не было изолировано: напротив, издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы - из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган.

Тибетская семья: от многожёнства до многомужества

У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.

У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила таким образом за своё унижение и покушения на нового мужа.

Тибетские практики секса

Смысл традиционных тибетских сексуальных приёмов заключается в длительном половом акте при задержке эякуляции. Особо престижным считается заниматься сексом несколько часов, не пролив ни капли спермы. Тибетцы верят, что такой способ помогает сохранить мужское здоровье на долгие годы.

Народ без фамилий и возраста

У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни. Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало. Даты своего рождения и точного возраста Тенцинг Норгей не знал, ориентируясь только на слова матери и логическую связку с сельскохозяйственными работами – считается, что май 2014 года.

Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.

Национальная пища тибетцев: часуйма и цампа

Традиционная пища народов Тибета – чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.

Кровавые жертвоприношения и буддизм

В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма». Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.

Около 800 лет назад на территорию Тибета проник буддизм. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.

Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.

Музыкальные инструменты из человеческих костей

В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.

Жизнь в разреженном воздухе и главная тайна альпинистов

Самый высокогорный народ мира – шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря. С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они. Гид по имени Апа Шерпа был на вершине Эвереста 21 раз!

Як – удивительное и опасное животное

Основой тибетского хозяйства исторически являются яки – высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся. Но это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.

Необычная погребальная традиция

На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании. Поэтому выработалась своеобразная традиция: труп выкладывают на специальную площадку, чтобы его съели хищные птицы. Тело раньше доставляли на яках, сейчас это может быть мотоцикл или машина: ведь китайцы повсеместно прокладывают хорошие дороги. Сначала надрезают мясо, а затем разрубают кости. Занимается этим особый специалист: рогьяпа. Он читает специальные молитвы, подыгрывая себе на инструментах из человеческих костей. Грифы там толстые, прикормленные, и толпятся вокруг рогьяпы, как куры. Когда они растаскивают тело, это считается хорошим признаком: значит душа человека благополучно вознеслась и скоро возродится вновь. Китайское правительство пыталось запретить эту традицию, но по «многочисленным просьбам трудящихся» вновь её разрешило.

Обряд вокруг горы Кайлас

В Тибете находится священная гора Кайлас (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 м, но эзотерики утверждают, что это ровно 6666 метров. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов. Каждое движение строго регламентировано: сначала ладони складываются перед грудью, затем поднимаются вверх, человек становится на колени и ложится ничком, вытянув руки вперёд. Даже десяток таких поклонов – тяжёлая нагрузка, а тибетцы их делают сотни и тысячи. Единственная поблажка, которую они себе позволяют – делают шаги как можно больше.

Далай-лама – агент монголов

Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.

Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».

Норвежские тибетцы

В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки. Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».